ПРИЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РЕИНЖИНИРИНГЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описывается попытка реинжиниринга одного из образовательных процессов вуза – сквозной линии изучения программирования в подготовке бакалавров прикладной информатики.

По мнению авторов, в условиях информационного общества, сверхплотности информационной образовательной среды одним из вызовов современного образования выступает необходимость принципиально новых подходов к внедрению в практику педагогических инноваций.

С учетом естественного консерватизма централизованных образовательных систем особую значимость приобретает проблема выработки надежных технологических решений, обеспечивающих внедрение и интеграцию эффективных методик, учебно-методических комплексов (целиком или в виде отдельных модулей), информационно-коммуникационных технологий (в виде аппаратного обеспечения, аппаратно-программных или программных комплексов), интерактивных и других педагогических технологий, полученных в результате прикладных педагогических исследований.

Для решения этой проблемы перспективным кажется применение концепции реинжиниринга – радикального перепроектирования образовательных процессов для повышения эффективности системы (подсистемы) образования. Основными этапами реинжиниринга при этом авторы полагают: изучение и анализ ключевых процессов образовательной системы (модель «как есть»); выбор процессов, подлежащих перепроектированию; определение оптимального вида изменяемых процессов (модель «как будет»); определение наиболее эффективного (по времени, финансовым, материальным, интеллектуальным и кадровым ресурсам) способа перевода существующего процесса в оптимальный.

При этом на первом и втором этапе возможно применение разнообразных инструментов менеджмента качества; на втором и четвертом этапе могут быть эффективным методы управления проектами.

Потенциал применения некоторых приемов современного менеджмента проиллюстрирован на примере процесса обучения сквозной линии «Программирование» в системе подготовки бакалавров прикладной информатики. При этом авторы отмечают, что переход от внедрения педагогических инноваций к интеграции и реинжинирингу будет эффективен лишь при условии формирования банка «лучших практик», представляющего собой рецензируемую и оцениваемую коллекцию педагогических решений.

Авторы считают, что описанный подход к реинжинирингу одного из локальных образовательных процессов вуза может оказать определенную помощь при внедрении различных инноваций, что будет способствовать повышению эффективности и качества профессиональной подготовки будущих специалистов.

Об авторах

Анатолий Николаевич Ярыгин

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: 267179@rambler.ru

доктор педагогических наук, профессор

Россия

Владимир Николаевич Аниськин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Email: vnaniskin@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент

Россия

Валерий Исаакович Пугач

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Email: vipugach@yandex.ru

доктор педагогических наук, профессор

Россия

Ольга Исааковна Пугач

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Email: olpugach@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент

Россия

Список литературы

  1. Соболев В.С., Степанов С.А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление. 2004. № 2. С. 102–110.
  2. Федорова П.С. Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 3. С. 238–241.
  3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 172–176.
  4. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 545–548.
  5. Носкова Т.Н. Современное информационно-образовательное пространство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия: Психолого-педагогические науки. 2004. № 4. С. 5–8.
  6. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Н. Тихонов [и др.]. М.: Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  7. Пугач О.И., Добудько Т.В. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 2-1. С. 56–59.
  8. Кузнецова Н.Е. Ведущие факторы развития естественнонаучного педагогического образования XXI века в новой социокультурной информационной среде // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. № 8. С. 35–38.
  9. Ярыгин А.Н. Инновационно-ориентированная учебно-исследовательская среда подготовки специалистов //е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития». 2009. № 4.
  10. Аниськин В.Н. Профессиональная компетентность и профессиональная компетенция преподавателя вуза: проблема разграничения понятий // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12. № 3-3. С. 558–563.
  11. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Суконкин Г.А. Электронные аудиовизуальные средства обучения: устройство и дидактические возможности. СПб.: Книжный дом, 2006. 304 с.
  12. Добудько А.В., Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности магистров педагогического образования по направлению «Информационные технологии в образовании» // Самарский научный вестник. 2012. № 1. С. 16–17.
  13. Гребнев Л.С. Современные информационные технологии в россий-ском образовании: состояние и перспективы // Экономика образования. 2002. № 6. С. 21–23.
  14. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  15. Папшева Л.В. Межпредметные связи педагогики и информатики как средство совершенствования педагога // Педагогика. 2006. № 3. С. 46–47.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах