АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- Авторы: Ярыгин А.Н.1, Аниськин В.Н.2, Добудько Т.В.2
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 343-346
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/691
- ID: 691
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье анализируются основные особенности и проблемы современной информационно-образовательной среды (ИОС).
По мнению авторов, одной из таких особенностей является сверхплотная информационная насыщенность среды, в условиях которой способность личности к оперативному поиску необходимой информации, ее адаптация к поставленным целям и задачам становятся особо значимыми факторами успешности профессиональной деятельности индивида. Другая особенность заключается в необходимости оптимизации и рационализации процесса обеспечения ИОС нормативными материалами, программными средствами учебного назначения, программно-методическими комплексами и иными электронными информационно-образовательными ресурсами. Кроме этих особенностей материально-технологического характера анализируется психолого-педагогическая особенность ИОС, которая определяет приоритет личности педагога в любой педагогической системе, независимо от степени компьютеризации, технологизации и интернетизации ее среды, и подчеркивает, что фундаментальные черты личности формируются в большей степени не от объема полученной информации, а от межличностных коммуникаций.
При анализе проблем ИОС авторы особо выделяют необходимость формирования тезауруса информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как открытой системы однозначных данных о какой-либо области знаний, позволяющей человеку или компьютеру ориентироваться в ней. К числу основных проблем ИОС относятся также: психологическая и организационная неподготовленность педагога к работе в условиях современной высокотехнологичной образовательной среды; приверженность преподавателя привычным для него стереотипам организации деятельности без использования средств ИКТ или, наоборот, признание ИКТ единственно приемлемой монотехнологией для проектирования и организации учебного процесса и управления им. В отдельную группу проблем ИОС входят недостаточность возможностей для повышения информационно-технологической грамотности педагогов, объясняемая несоответствием состояния материально-технической базы образовательной организации современным требованиям, или, наоборот, перенасыщенность среды компьютерным инструментарием в ущерб комплектования ее лицензионными программными средствами, что не способствует достижению планируемого образовательного эффекта по причине наступления физиологической и информационной усталости у обучающихся и осложняет процесс восприятия и усвоения ими транслируемой информации.
Авторы считают, что перечень приводимых особенностей и проблем современной ИОС может оказать определенную помощь в создании условий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Об авторах
Анатолий Николаевич Ярыгин
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: 267179@rambler.ru
доктор педагогических наук, профессор
РоссияВладимир Николаевич Аниськин
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Email: vnaniskin@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент
РоссияТатьяна Валерьяновна Добудько
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара
Email: tdobudko@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор
РоссияСписок литературы
- Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. Т. 1. М. : НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Борк А. «История» новых технологий в образовании. М. : Российский открытый университет, 1990. 27 с.
- Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов [и др.]. М. : Вита-Пресс, 1998. 256 с.
- Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2002. 352 с.
- Аниськин В. Н., Богословский В. И., Суконкин Г. А. Электронные аудиовизуальные средства обучения: устройство и дидактические возможности : учеб. пособие. СПб. : Книжный дом, 2006. 304 с.