СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ
- Авторы: Васильева Л.Г.1
-
Учреждения:
- Чувашский республиканский институт образования, Чебоксары
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 268-271
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/674
- ID: 674
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены особенности формирования геометризированного орнаментального образа как результата творчества в рисовании детей 5–7 лет. Приведено содержание понятия «геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве детей 5–7 лет» как посильная передача ими модели отношения народа к миру и выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения выразительно-изобразительными средствами, соответствующими данному виду искусства. Представлена разработанная модель приобщения детей к искусству геометризированного орнамента, представляющая собой единство трех взаимосвязанных этапов работы с детьми: эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный и орнаментально-творческий. Показан новый взгляд на проблему развития орнаментального творчества детей 5–7 лет, заключающийся в интеграции живописного, литературного и фольклорного образов с геометризированным орнаментальным образом. Раскрыто одно из условий создания детьми 5–7 лет геометризированного орнаментального образа – синтез различных видов изобразительных искусств как высокий уровень их интеграции (живописи и искусства народного геометризированного орнамента), взаимодействие художественных образов (живописного, литературного и орнаментального), а также видов народного искусства (устного, музыкального и изобразительного).
Описаны разработанные в соответствии с направлениями работы по обеспечению синтеза искусств как средства развития орнаментального творчества детей 5–7 лет творческие задания: первая серия включает интеграцию искусства живописи (русской, чувашской, французской и др.) и народного (чувашского, дымковского, мордовского и др.) орнамента; вторая серия обеспечивает взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов; третья серия предусматривает взаимосвязь фольклорного и геометризированного орнаментального образов; четвертая серия способствует осмыслению детьми общности образов изобразительного и музыкального народного фольклора.
Об авторах
Людмила Геннадьевна Васильева
Чувашский республиканский институт образования, Чебоксары
Автор, ответственный за переписку.
Email: waslud@rambler.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования
РоссияСписок литературы
- Васильева Л. Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (на материале чувашского орнамента) : дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 203 с.
- РФ. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.
- Казакова Т. Г. Синтез искусств как фактор развития творчества ребенка. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. : Владос, 2006. С. 114–121.
- Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве ХIV-ХV веков. М. : Искусство, 1980. 263 с.
- Каган М. С. Начала эстетики. М. : Искусство, 1964. 209 с.
- Некрасова М. А. Проблем ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда / сост. М. А. Некрасова. М., 1988. С. 13–42.
- Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1. С. 30-33 ; № 3. С. 38–43.
- Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М. : Просвещение, 1969. 295 с.
- Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары : Новое время, 2002. 144 с.
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Чебоксары : Новое время, 2005. 88 с.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5–7 лет. Чебоксары : Новое время, 2006. 104 с.