СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОМЕТРИЗИРОВАННОГО ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования геометризированного орнаментального образа как результата творчества в рисовании детей 5–7 лет. Приведено содержание понятия «геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве детей 5–7 лет» как посильная передача ими модели отношения народа к миру и выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения выразительно-изобразительными средствами, соответствующими данному виду искусства. Представлена разработанная модель приобщения детей к искусству геометризированного орнамента, представляющая собой единство трех взаимосвязанных этапов работы с детьми: эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный и орнаментально-творческий. Показан новый взгляд на проблему развития орнаментального творчества детей 5–7 лет, заключающийся в интеграции живописного, литературного и фольклорного образов с геометризированным орнаментальным образом. Раскрыто одно из условий создания детьми 5–7 лет геометризированного орнаментального образа – синтез различных видов изобразительных искусств как высокий уровень их интеграции (живописи и искусства народного геометризированного орнамента), взаимодействие художественных образов (живописного, литературного и орнаментального), а также видов народного искусства (устного, музыкального и изобразительного).

Описаны разработанные в соответствии с направлениями работы по обеспечению синтеза искусств как средства развития орнаментального творчества детей 5–7 лет творческие задания: первая серия включает интеграцию искусства живописи (русской, чувашской, французской и др.) и народного (чувашского, дымковского, мордовского и др.) орнамента; вторая серия обеспечивает взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов; третья серия предусматривает взаимосвязь фольклорного и геометризированного орнаментального образов; четвертая серия способствует осмыслению детьми общности образов изобразительного и музыкального народного фольклора.

Об авторах

Людмила Геннадьевна Васильева

Чувашский республиканский институт образования, Чебоксары

Автор, ответственный за переписку.
Email: waslud@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования

Россия

Список литературы

  1. Васильева Л. Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (на материале чувашского орнамента) : дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 1998. 203 с.
  2. РФ. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.
  3. Казакова Т. Г. Синтез искусств как фактор развития творчества ребенка. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. : Владос, 2006. С. 114–121.
  4. Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве ХIV-ХV веков. М. : Искусство, 1980. 263 с.
  5. Каган М. С. Начала эстетики. М. : Искусство, 1964. 209 с.
  6. Некрасова М. А. Проблем ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда / сост. М. А. Некрасова. М., 1988. С. 13–42.
  7. Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства // Декоративное искусство СССР. 1975. № 1. С. 30-33 ; № 3. С. 38–43.
  8. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. М. : Просвещение, 1969. 295 с.
  9. Васильева Л. Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары : Новое время, 2002. 144 с.
  10. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Чебоксары : Новое время, 2005. 88 с.
  11. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5–7 лет. Чебоксары : Новое время, 2006. 104 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах