ЛЕКЦИЯ В ВУЗЕ: АКЦЕНТ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ
- Авторы: Лавренина А.Н.1, Леванова Н.Г.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 249-253
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/614
- ID: 614
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье подчеркивается весомая роль физики в техническом вузе как одной из фундаментальных дисциплин, создающей прочную базу для подготовки будущих специалистов инженерных специальностей. Акцентируется внимание на том, что одной из основных задач физики является формирование системы знаний обучаемых. Обобщение и систематизация рассматриваются как факторы формирования системы знаний. Проведен анализ состояния проблемы формирования системы знаний, выявлены недостатки и противоречия, а также определены задачи решения данной проблемы. Рассматривается решение проблемы формирования системы знаний на лекционном занятии с использованием опорных конспектов лекций, а также методика проведения данных занятий. Акцентируется внимание на том, что в основу разработки опорных конспектов лекций должны быть положены дидактические принципы, которые способствуют не только формированию системы знаний, а также ряда умений и навыков обучаемых. Предлагается методика составления опорных конспектов лекций, в основу которой положено разделение теоретического материала на модули, в соответствии с учебной программой, а каждый модуль подразделяется на блоки. Обучаемым предлагается перед лекционным занятием, в соответствии с мини-программой, повторение пройденного теоретического материала, который является базой для изучения новой темы. Предусмотрено изучение теоретического материала блока как самостоятельно, так и в результате совместной работы обучаемых и преподавателя. В каждом блоке уделяется внимание отработке теоретического материала на лекционном занятии с использованием вопросов для контроля и задач-вопросов. Для подведения итогов лекционного занятия предусмотрено проведение экспресс-контроля по всему изученному материалу. Уделяется внимание конференции как формы обобщения и систематизации знаний на уровне теории. Приведены результаты эксперимента и сделаны выводы, что необходим комплексный подход к решению проблемы формирования знаний с использованием приемов обобщения и систематизации, эффективных средств, методов, методических разработок. Отмечаются приоритетные проблемы для дальнейших исследований.
Об авторах
Александра Николаевна Лавренина
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: A.Lavrenina@tltsu.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика»
РоссияНаталья Геннадьевна Леванова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Email: lewanowa.natalya@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика»
РоссияСписок литературы
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г. Формирование системы физических знаний на практических занятиях. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. 170 с.
- Лавренина А.Н., Леванова Н.Г., Павлова А.П. Формирование системы физических знаний на лекционных занятиях // Альманах современной науки и образования. 2008. № 7. С. 106–108.
- Леванова Н.Г., Потемкина С.Н., Талалов С.В. Информационные технологии в курсе общей физики: акцент на самостоятельную работу студента. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005. С. 279–281.
- Шимко Е.А. Обобщение и систематизация знаний учащихся при изуче-нии физических явлений, процессов, эффектов // Сборник научных тру-дов SWORLD. 2009. Т. 19. № 1. С. 21–22.
- Морозов А.Н., Еркович О.С., Тимченко С.Л., Поздышев М.Л. Организация физического практикума в техническом университете // Физическое образование в вузах. 2014. Т. 20. № 3. С. 5–19.
- Дьякова Е.А. Обобщение знаний учащихся по физике в теории и практике обучения // Физика в школе. 2012. № 4. С. 4–10.
- Сеин А.А. Систематизация и обобщение знаний студентов ВТУЗов на основе системно-структурного анализа общего курса физики : дис. … канд. пед. наук. Москва, 2011. 321 с.
- Коган И.Ш. Обобщение и систематизация физических величин и понятий. Хайфа: JK-Design, 2006. 207 с.