ПРОБЛЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблемам воспроизводства органов местного самоуправления, являющихся в соответствии с конституционной нормой институтами гражданского общества. В статье утверждается, что процесс воспроизводства органов местного самоуправления находится под контролем региональных органов исполнительной власти и осуществляется с помощью института сити-менеджера, компилированного из американской политической практики, но рассматриваемого в США как «недемократичный»; дефектов избирательного законодательства, затрагивающих основополагающие принципы выборов; использования пропорциональной избирательной системы, политизирующей местное самоуправление; поддержания их экономической несамодостаточности путем жесткого регулирования налоговой системы федеральным законодательством, лишения их имущества в приватизационном процессе, передачи нефинансируемых полномочий; поддержания патерналистского политического сознания населения, ориентированного на верховного сюзерена. С помощью данных механизмов государство сдерживает гражданский потенциал местного самоуправления и сохраняет моноцентричность политической конструкции, делая местное самоуправление «слабым звеном» в механизме управления. Отмечается отсутствие возможности у граждан влиять на численный состав и структуру органов местного самоуправления в силу регламентации данных вопросов федеральным государством, что увеличивает дистанцию между органами местного самоуправления и населением, позволяет встраивать данные институты гражданского общества во властную «вертикаль». Моноцентризм российской политики ведет к существенным перегрузкам местного самоуправления, что способно вызвать институционально-функциональную деформацию политической системы российского социума.

Обращается внимание на то, что значительное место в воспроизводстве местного самоуправления в России играют манипулятивные механизмы, опирающиеся на нерасчлененность политического сознания российских граждан, традиционно не рассматривающих местное самоуправление в качестве гражданского института.

При подготовке статьи использовались историко-материалистический, системный, структурно-функциональный, социологический, формально-юридический, сравнительный методы исследования и подходы.

Об авторах

Евгений Александрович Трофимов

Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск

Автор, ответственный за переписку.
Email: trewal15@yandex.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры «Философия»

Россия

Список литературы

  1. Овчинников И.И. Гражданин и местная власть // Гражданин и право. 2002. № 7/8. С. 45–59.
  2. Александровский А. 95 процентов муниципальных образований находится на дотации 6 сентября 2001. URL: www.strana.ru/stories/01/09/05/1493/56864.html (дата обращения: 20.05.2013).
  3. СНГ. О принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества. Декларация от 29 октября 1994. URL: docs.cntd.ru/document/901880427 (дата обращения: 20.05.2014).
  4. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. URL: www.vibory.ru/Publikat/PES/soderzh.htm (дата обращения: 20.05.2014).
  5. Кынев А.В. «Партийные списки» в беспартийном пространстве: избирательные права граждан и принудительная партизация местных выборов // Российское электоральное обозрение. 2010. № 1. С. 4–19.
  6. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М.: Либеральная миссия, 2011. С. 607–612.
  7. Васильев В.И., Помазанский А.Е. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах // Журнал российского права. 2010. № 8. С. 16–26.
  8. Ланкина Т. Реформы местного самоуправления при Путине // Федеральная реформа 2000–2004. С. 226–267.
  9. Официальный сайт Избирательной комиссии Амурской области. URL: www.amur.vybory.izbirkom.ru/region/region/amur?action=show&root=1&tvd=4284003263710&vrn=4284003263706®ion=28&global=&sub_region=28&prver=0&pronetvd=null&vibid=4284003263710&type=234.
  10. Официальный сайт Избирательной комиссии Сахалинской области. URL: sakhalin.izbirkom.ru/isp/sx/art/963824/cp/1/br/929994.html.
  11. Официальный сайт Избирательной комиссии Чукотского автономного округа. URL: chukot.izbirkom.ru/isp/sx/art/950466/cp/1/br/929124.html.
  12. Любарев А.Е. Пропорциональная и смешанная избирательные системы на региональных и муниципальных выборах в Российской Федерации: проблемы «сфабрикованного большинства» // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 8. С. 65–118.
  13. Великанова О.В. Функции образа лидера в массовом сознании. Гитлеровская Германия и Советская Россия // Общественные науки и современность. 1997. № 6. С. 162–173.
  14. Титов В.Ю. Персонификация облика политической элиты в советском общественном мнении: от сакрализации до отторжения // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 282. С. 118–122.
  15. Трофимов Е.А. Принцип субсидиарности и эффективность российского федерализма // Государство и право: теория и практика: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, апрель 2011 г.). Челябинск, 2011. С. 85–89.
  16. Берг О.В. Совершенствование взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5. С. 17–21.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах