ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Функционирование устойчивых рыночных отношений в нашем государстве тесно связано с формированием и развитием рынка образовательных услуг. Становление рынка образовательных услуг является комплексным процессом. Принятие образования как услуги и его выход на рынок предполагает включение рыночных рычагов, в том числе финансовых отношений между объектами рынка образовательных услуг. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг в данном случае представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными организациями. В данной статье уточняется понятие конкурентоспособности образовательной организации. Также рассматриваются конкурентные преимущества образовательных организаций, и приводится система факторов конкурентоспособности рынка образовательных услуг. Существенные положительные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды формируют объективные возможности развития конкурентоспособности, существенные отрицательные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды появляются из-за несоответствия направленности их развития.

Сформированная система факторов оценки конкурентоспособности на рынке образовательных услуг является авторской разработкой и строго подчинена конкретике данного исследования и представляет собой необходимый инструментарий для достижения образовательной организацией наиболее выгодной конкурентной позиции.

Таким образом, на основе предложенной системы факторов можно адекватно оценивать реальный уровень конкурентоспособности рынка образовательных услуг, выделять главные тенденции рыночной среды, своевременно улавливать конъюнктуру рынка, тщательно анализировать и позитивно реагировать на изменение рыночных условий и в целом способствовать повышению конкурентоспособности.

Об авторах

Ирина Юрьевна Жданкина

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Автор, ответственный за переписку.
Email: irka-zh@mail.ru

старший преподаватель, аспирант 

Россия

Александр Николаевич Смирнов

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Email: smirnov@ngiei.ru

кандидат педагогический наук, первый проректор

Россия

Евгений Анатольевич Шамин

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино

Email: evg.shamin4@gmail.ru

кандидат экономических наук, доцент, проректор по науке и инновационному развитию

Россия

Список литературы

  1. Абрамкина А.А. Оценка конкурентоспособности образовательных услуг вуза : автореф. дис. … канд. эконом. наук. Омск, 2011. 23 с.
  2. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 306 с.
  3. Данилова Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов // Качество и конкурентоспособность в ХХI веке: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. С. 55–61.
  4. Долятовский В.А., Мазур О.А. Стратегическое планирование деятельности вуза на рынке образовательных услуг. Ростов-на-Дону: РГЭУ-НИЭУП, 2006. С. 21–26.
  5. Зиннуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993. 226 с.
  6. Кузнецова С.П. Исследование и разработка методов стоимостной оценки образовательных услуг высших учебных заведений : автореф. дис. … канд. экон. наук. СПб., 1998. 20 с.
  7. Остапченко В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования // Молодежь, образование, рынок. М. : НИИВО, 1992. С. 93.
  8. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управлению конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 67–71.
  9. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс, 1995. 238 с.
  10. Попов Е.Н. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. 2002. № 6. С. 5–16.
  11. Товышева И.З. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений ВПО : автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2011. 25 с.
  12. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Маркет ДС, 2008. 426 с.
  13. Димитриев М.Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в рыночных условия : автореф. дис. … канд. экон. наук. Сочи, 2009. 28 с.
  14. Романова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Ульяновск: Средневолж. науч. центр, 2005. 137 с.
  15. Самсонова Е.В., Самсонова М.В. Особенности оценки качества образовательных услуг в малых городах России // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 426.
  16. Саяпина Н.Н. Формирование системы оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг : автореф. дис. … канд. эконом. наук. Омск, 2008. 24 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах