ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТАРИКАТА В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена вопросам исторической роли тариката в ХIХ веке в Дагестане и Чечне. Как отмечает автор, учение тариката возникло и сформировалось в России в соответствии с восточно-европейской теорией образа жизни как преодоление «западничества» с целью сохранения традиций и самобытности народов Кавказа. Изучение современной истории и современного состояния религии ислама в Дагестане требует обращения исследователей к проблемам суфизма и  тариката, поскольку исторически тарикат начал свое распространение на Кавказе именно через территорию Дагестана в соответствии с Великим шелковым путем. Это имело большие последствия для России, а с 1813 года, когда по договору с Ираном Дагестан стал частью южной территории России, здесь произошел военный конфликт,  вылившийся впоследствии в многолетнюю кавказскую войну.

Безусловно, и тогда, и в наши дни ислам как религия народа и истины с помощью суфизма и тариката  стремится к сохранению социальных и межобщинных связей, служит импульсом для реформаторских действий, тем самым укрепляя свою гуманистическую ценность. Сегодня в Дагестане и Чечне вновь наблюдается устойчивая тенденция к возрождению тариката, что требует не одного научного исследования, а соответствующей аналитической базы. Учитывая роль и значение суфизма в духовной жизни народов Дагестана, которые обращаются к нему как к спасительному мостику не только в исторической и социальной практике, но и в обычной жизни, необходимо подчеркнуть огромное влияние этого учения как на религиозно-нравственную, так и на культурно-духовную стороны жизни мусульман республики.

Интерес к проблемам суфизма, тариката проявляют не только ученые Дагестана, но также многие отечественные и зарубежные исследователи. Однако вопрос об отношении политики к тарикату в советский и постсоветский периоды остается еще недостаточно изученным. 

Об авторах

Татьяна Евгеньевна Воронина

Дагестанский государственный университет, Махачкала

Автор, ответственный за переписку.
Email: spasibo51@mail.ru

кандидат философских наук

Россия

Список литературы

  1. Курбанов Р.В. Этапы распространения ислама в Дагестане: город, община и газават // Религиоведение. 2006. № 4. С. 27.
  2. Карманный словарь атеиста / под ред. М.П. Новикова. 6-е изд. М.: Политиздат, 1986. 271 с.
  3. Атеистический словарь / под ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1983. 559 с.
  4. Хафиз Ш. Истины / пер. Н. Гребнева. М.: Наука, 1968. 353 с.
  5. Муфараджева Н.М. Тарикат и его особенности на Северном Кавказе // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 83–84.
  6. Вагабов М.В. Знания как фактор преодоления конфликтности // Дагестанская правда. 2009. 24 сентября (№ 391-392).
  7. Чиркави С.-А. Сокровищница благодатных знаний. М.: Ихлас, 2002. 379 с.
  8. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб.: Диля, 2004. 453 с.
  9. Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Пророка Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
  10. Кафаров Т.Э. Этические аспекты суфизма // Исламоведение. 2011. № 4. С. 24–28.
  11. Руми Дж. «Маснави» // Поэма о скрытом смысле. М.: Наука, 1986. 273 с.
  12. Наумкин В.В. Предисловие к трактату Абу Хамида Ал-Газали «Воскрешение наук о вере». М.: Наука, 1980. 376 с.
  13. Потто В.А. Исторический очерк Кавказских войн от их начала до присоединения к Грузии. Тифлис, 1899. 395 с.
  14. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: АН СССР, 1963. 244 с.
  15. Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Дагиз, 1995. 334 с.
  16. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-е–50-е гг. XIX в. Махачкала: Дагиз, 1959. 280 с.
  17. Якубов М.Х. Сила тарикатов в Дагестане // Государство и религия в Дагестане: информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 2. С. 47.
  18. Романовский Г. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала: Дагиз, 1957. 357 с.
  19. Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху / И.В. Базиленко [и др.]. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 156 с.
  20. Магомедов Р.М. Дагестан в Российской Федеративной политической системе // Возрождение. 1994. № 1. С. 9.
  21. Тахо-Годи А. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году // Советский Дагестан. 1990. № 2. С. 41.
  22. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама, 2001. 443 с.
  23. Вагабов М.В. Религиозная ситуация в Дагестане: единство и противоречия // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 34–36.
  24. Лубский А.В. Северный Кавказ – периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах