ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТАРИКАТА В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ
- Авторы: Воронина Т.Е.1
-
Учреждения:
- Дагестанский государственный университет, Махачкала
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 84-88
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/583
- ID: 583
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена вопросам исторической роли тариката в ХIХ веке в Дагестане и Чечне. Как отмечает автор, учение тариката возникло и сформировалось в России в соответствии с восточно-европейской теорией образа жизни как преодоление «западничества» с целью сохранения традиций и самобытности народов Кавказа. Изучение современной истории и современного состояния религии ислама в Дагестане требует обращения исследователей к проблемам суфизма и тариката, поскольку исторически тарикат начал свое распространение на Кавказе именно через территорию Дагестана в соответствии с Великим шелковым путем. Это имело большие последствия для России, а с 1813 года, когда по договору с Ираном Дагестан стал частью южной территории России, здесь произошел военный конфликт, вылившийся впоследствии в многолетнюю кавказскую войну.
Безусловно, и тогда, и в наши дни ислам как религия народа и истины с помощью суфизма и тариката стремится к сохранению социальных и межобщинных связей, служит импульсом для реформаторских действий, тем самым укрепляя свою гуманистическую ценность. Сегодня в Дагестане и Чечне вновь наблюдается устойчивая тенденция к возрождению тариката, что требует не одного научного исследования, а соответствующей аналитической базы. Учитывая роль и значение суфизма в духовной жизни народов Дагестана, которые обращаются к нему как к спасительному мостику не только в исторической и социальной практике, но и в обычной жизни, необходимо подчеркнуть огромное влияние этого учения как на религиозно-нравственную, так и на культурно-духовную стороны жизни мусульман республики.
Интерес к проблемам суфизма, тариката проявляют не только ученые Дагестана, но также многие отечественные и зарубежные исследователи. Однако вопрос об отношении политики к тарикату в советский и постсоветский периоды остается еще недостаточно изученным.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Евгеньевна Воронина
Дагестанский государственный университет, Махачкала
Автор, ответственный за переписку.
Email: spasibo51@mail.ru
кандидат философских наук
РоссияСписок литературы
- Курбанов Р.В. Этапы распространения ислама в Дагестане: город, община и газават // Религиоведение. 2006. № 4. С. 27.
- Карманный словарь атеиста / под ред. М.П. Новикова. 6-е изд. М.: Политиздат, 1986. 271 с.
- Атеистический словарь / под ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат, 1983. 559 с.
- Хафиз Ш. Истины / пер. Н. Гребнева. М.: Наука, 1968. 353 с.
- Муфараджева Н.М. Тарикат и его особенности на Северном Кавказе // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 83–84.
- Вагабов М.В. Знания как фактор преодоления конфликтности // Дагестанская правда. 2009. 24 сентября (№ 391-392).
- Чиркави С.-А. Сокровищница благодатных знаний. М.: Ихлас, 2002. 379 с.
- Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб.: Диля, 2004. 453 с.
- Панова В., Бахтин Ю. Жизнь Пророка Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. 496 с.
- Кафаров Т.Э. Этические аспекты суфизма // Исламоведение. 2011. № 4. С. 24–28.
- Руми Дж. «Маснави» // Поэма о скрытом смысле. М.: Наука, 1986. 273 с.
- Наумкин В.В. Предисловие к трактату Абу Хамида Ал-Газали «Воскрешение наук о вере». М.: Наука, 1980. 376 с.
- Потто В.А. Исторический очерк Кавказских войн от их начала до присоединения к Грузии. Тифлис, 1899. 395 с.
- Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.: АН СССР, 1963. 244 с.
- Агаев А.Г. Философия совести. Махачкала: Дагиз, 1995. 334 с.
- Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-е–50-е гг. XIX в. Махачкала: Дагиз, 1959. 280 с.
- Якубов М.Х. Сила тарикатов в Дагестане // Государство и религия в Дагестане: информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 2. С. 47.
- Романовский Г. Очерки истории Дагестана. Т. 1. Махачкала: Дагиз, 1957. 357 с.
- Россия, Запад и мусульманский Восток в колониальную эпоху / И.В. Базиленко [и др.]. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 156 с.
- Магомедов Р.М. Дагестан в Российской Федеративной политической системе // Возрождение. 1994. № 1. С. 9.
- Тахо-Годи А. Восстание Чечни и Дагестана в 1877 году // Советский Дагестан. 1990. № 2. С. 41.
- Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М.: Русская панорама, 2001. 443 с.
- Вагабов М.В. Религиозная ситуация в Дагестане: единство и противоречия // Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2001. С. 34–36.
- Лубский А.В. Северный Кавказ – периферия российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 35.