ДИДАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО РИСУНКУ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные тенденции развития художественной педагогики убеждают в необходимости разработки комплексной модели образовательных аспектов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность является сложнейшим процессом не только по ряду составных его элементов, но и по сложности каждого из них. В материалах статьи показаны прогностические подходы к определению программного содержания и структурирования его компонентов в зависимости от ситуационных условий. Основные положения раскрыты в дидактических принципах рисования с натуры, задана упорядоченная система образовательных задач. 

На примере анализа механизмов визуального мышления в аспектах обобщенного (образного), аналитического (технического), целостного (художественно-образного) восприятия обоснован алгоритм изучения формально-языковых категорий понятийного аппарата теории рисунка. Выявлены оперативные единицы, определяющие выбор элементов учебной постановки натюрморта и их композиционной организации в ее структуре. Обозначены требования к постепенному усложнению предметных и смысловых признаков натюрморта в соответствии с развитием опорных психологических механизмов и операционных умений обучаемых, с учетом диалектики познавательного процесса и традиций академической школы изобразительной грамоты.

Предлагаемый комплект табличных формуляров отражает логику распределения учебного материала и планирования программного содержания, задает требования к его усвоению, определяет уровни обученности, задает параметры контроля.  

Примененный комплексный подход к выявлению сущностных характеристик изобразительной деятельности позволяет исследовать, обосновать и сформулировать базовые закономерности, принципы, методы и условия реализации любого программного содержания, выявить его ключевые элементы, их связи и отношения. Может использоваться в задачах развития проектно-прогностической культуры учителя.

Об авторах

Ольга Михайловна Пекина

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: pekkinna@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Живопись»

Россия

Список литературы

  1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 508 с.
  2. Павлинов П.Я. Каждый может научиться рисовать. Советы рисовальщика. М.: Сов. художник, 1966. 104 с.
  3. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. Л.: Учпедгиз, 1962. 79 с.
  4. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика. Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 220 с.
  5. Падчеваров В.А. Управление познавательной деятельностью школьников на уроках рисования с натуры. Ростов н/Д : Ростовский-на-Дону гос. пединститут, 1978. 48 с.
  6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
  7. Грегори Р.Л. Разумный глаз. М.: Едиториал УРСС, 2003. 240 с.
  8. Стрельцова И.В. Динамика и условия формирования перцептивной гипотезы в процессе изобразительной деятельности : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 164 c.
  9. Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: Институт практической психологии, 1997. 608 с.
  10. Кузнецов Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности (на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи) : дис. ... док. пед. наук. Курск, 2008. 343 c.
  11. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. 304 с.
  12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. 487 с.
  13. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. 231 с.
  14. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М. : Изд-во Московского университета, 1973. 336 с.
  15. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
  16. Пилясов Ю.И. Дидактические и методические аспекты деятельности преподавателя по созданию и использованию учебных натурных постановок по рисунку на ХГФ : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 258 c.
  17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 554 с.
  18. Сухарев А.И. Формирование композиционно-пространственного восприятия у студентов на занятиях по рисунку (Первый-второй курсы художественно-графического факультета) : дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1999. 187 c.
  19. Чистов П.Д. Целостное видение в рисовании // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сб. научно-метод. трудов. М.: Изд-во МГОУ, 2010. C. 29–32.
  20. Серикова И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 174 c.
  21. Дроздов А.П. Развитие художественного восприятия у студентов на занятиях учебным рисунком (на примере подготовки учителя изобразительного искусства) : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 264 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах