МОДЕЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования профессиональной компетентности бакалавра, степени его профессионального мастерства, развития и постижения профессии, обучения необходимым знаниям для реализации карьерного роста. Проводится обзор научно-педагогической литературы о понятии профессиональной компетентности бакалавра как степени профессионального мастерства, включающей потребностную, мотивационную, операционную и техническую сферу индивида для обеспечения соответствующей образовательной подготовки, способствующей овладению необходимыми знаниями для реализации своей карьеры. В статье выделяются основные направления профессиональной подготовки в системе высшего образования, где в условиях быстрого изменения технологий и производств все более приоритетной становится тенденция к интеграции знаний и доминирующие дисциплины специально-технического цикла все более опираются на основы различных технических и технологических дисциплин, включающих в себя знания, умения и навыки, вследствие чего интеграционный процесс приобретает комплексный характер. Основной целью осуществления моделирования формирования профессиональной компетентности является определение ее структуры, содержания и совокупности компонентов (конструктивных, организаторских, проектировочных, коммуникативных). Рассматриваются особенности профессиональной компетентности, включающие в себя мотивационные, содержательные и ценностные компоненты. Основное внимание при проектировании модели системы формирования профессиональной компетентности уделяется процессу овладения будущим специалистом необходимых профессиональных знаний и опыта, а также умению быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в современных технологиях и производствах.

Об авторах

Ирина Николаевна Одарич

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: odarich28@gmail.com

аспирант

Россия

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
  2. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалистов как важнейшее направление реформирования профессионального образования // Квалиметрия в образовании: методология и практика. Кн. 6. Общие проблемы развития образования: структура, качество, тенденции. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 24.
  3. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 200 с.
  4. Алексеева Л.П., Шаблыкина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, 1994. 137 с.
  5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: ACADEMIA, 2003. 288 с.
  7. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. 154 с.
  8. Barnelt R. The Limits of Competence. Knowledge, higher education and society. Buckingham: Open University Press, 1994. 205 p.
  9. Юрловская И.А., Кокоева Н.В. Формирование профессиональной компетентности выпускника современного вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 233–235.
  10. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19–21.
  11. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32–35.
  12. Равен Д. Компетентность, образование, профессиональное развитие, психология и социокибернетика // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 170–204.
  13. Шамина Н.П. Анализ психолого-педагогических условий развития профессиональной компетентности будущих педагогов в современных исследованиях // Самарский научный вестник. 2014. № 2. С. 132–135.
  14. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Диагностика сформированности компетентности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 90–93.
  15. Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15–18.
  16. Третьяк И.Г. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Самарский научный вестник. 2014. № 4. С. 130–132.
  17. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19–22.
  18. Хугаева Ф.В., Бекоева М.И. Профессионально-педагогическая компетентность как условие подготовки студентов к реализации поликультурного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 216–219.
  19. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127–132.
  20. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.
  21. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста: дайджест // Психология обучения. 2004. № 9. С. 46–49.
  22. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Актуальные проблемы профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 26–29.
  23. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4. С. 196–205.
  24. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Требования к компетенциям магистров в современных социально-экономических условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1. С. 34–35.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах