СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются понятие «потенциал педагога», условия формирования потенциала в процессе профессионального образования, развитие у педагога культуры инвестирования в «себя», актуализация потенциала на этапе непрерывной профессиональной деятельности посредством разработки и внедрения в дошкольной образовательной организации (ДОО) социально-педагогических проектов.

Автор: а) исследует трактовку понятия «потенциал педагога» как интегральное личностное качество, предполагающее способность исходить из гуманистических смыслов и правовой направленности в профессиональной деятельности, организовывать эффективную профессиональную деятельность, стимулирующую инициативу, познавательную и общественную активность, содействующие индивидуальному своеобразию личности; б) предлагает дополнить характеристику потенциала таким личностным проявлением, как готовность педагога к непрерывному собственному развитию и инвестициям «в себя»; в) уточняет понятие «культура инвестирования самого себя» как личностное проявление педагога, предполагающее осознание им потребности и возможности непрерывного собственного развития на каждом этапе жизненного цикла и профессиональной деятельности для достижения состояния конгруэнтности (лат. сongruens – целостность), полноты существования; г) выделяет этапы формирования культуры инвестирования: этап профессионального образования, предполагающий осознание педагогом потребности в развитии собственных ресурсов и возможностей; этап дополнительного профессионального образования, обусловленный приобретением педагогом профессионального опыта и поиском эффективных способов передачи социального опыта обучающимся, а также условий актуализации потенциала воспитателя ДОО, включающих обеспечение отбора специфических видов деятельности и их соразмерное чередование в процессе профессиональной деятельности; и моделирование социально-образовательного пространства для формирования общей культуры детей и педагогов; д) представляет опыт инновационной деятельности педагогов ДОО «Солнышко» г. Сенгилея и ДОО «Ромашка» р.п. Ишеевка Ульяновской области по моделированию образовательного пространства для формирования общей культуры детей и педагогов посредством реализации социально-педагогических проектов.

Об авторах

Наталья Юрьевна Майданкина

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ульяновск

Автор, ответственный за переписку.
Email: maidankina@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебного отдела

Россия

Список литературы

  1. Герман М.В. Непрерывное образование: эволюция развития, объективная реальность // Вестник Томского университета. Экономика. 2012. № 2. С. 147–154.
  2. Байдарова О.И. Развитие правового потенциала социального педагога в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 22 с.
  3. Боднар А.М. Педагогический потенциал учителя (личностно-гуманистический аспект) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 13 с.
  4. Божинская Т.Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании // Педагог, воспитай личность. Ростов н/Д., 2010. С. 32–39.
  5. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002. 400 с.
  6. Гусарова Е.Н. Современные подходы профессионально-педагогического образования, направленные на развитие творческого потенциала // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 1. С. 117–118.
  7. Дондокова Р.Б. Развитие творческого потенциала учителя в условиях гуманизации образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 35–38.
  8. Киселева О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 378 с.
  9. Костылева А.А. Исследование личностного потенциала педагога // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 107–111.
  10. Катербарг Т.О. Профессиональный потенциал педагогов как педагогическая категория и функциональный компонент образовательного пространства школы // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4. С. 22.
  11. Мелекесов Г.А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: Становление и развитие. М.: МПГУ, 2002. 256 с.
  12. Лашкова Л.Л. Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2011. 43 с.
  13. Никольская О.Л. Преодоление дидактических затруднений как условие развития творческого потенциала учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2000. 26 с.
  14. Пагнаева Е.А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 22 с.
  15. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога : автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 32 с.
  16. Реанович Е.А. Смысловые значения понятия «потенциал» // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2. С. 14–15.
  17. Ярмакеев И.Э. Потенциалориентированный подход к воспитанию будущего специалиста в образовательном процессе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 5. С. 32–37.
  18. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  19. Психологос: энциклопедия практической психологии. URL: www.syntone.ru/library/psychology_dict/kongruentnost.php.
  20. РФ. Об образовании в Российской Федерации : закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.
  21. РФ. Минобрнауки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утв. приказом № 1155 от 17.10.2013.
  22. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  23. Майданкина Н.Ю. Проект «Родники Сенгилеевского белогорья» // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 1. С. 112–120.
  24. Майданкина Н.Ю., Андреева Л.И. Формирование у детей социальных навыков в процессе приобщения к культурно-историческим ценностям региона // Детский сад: теория и практика. 2014. № 1. С. 88–95.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах