К ВОПРОСУ ПРОФИЛИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются теоретические предпосылки проектирования системы профилирования математической подготовки бакалавров на основе интегративного подхода к обучению. Анализ потребностей использования математического аппарата для изучения смежных дисциплин показал, что в настоящее время сохраняется традиционное противоречие между потребностью в профильной дифференциации математического образования специалиста и традиционными подходами к математической подготовке специалистов технического профиля. Из выявленного противоречия возникает проблема выделения научных обобщений, разработки на этой основе эффективных педагогических технологий обучения профессионально направленным курсам в системе высшего профессионального математического образования.

Исследование уровня сформированности у студентов научных понятий позволило определить, что в практике математической подготовки студентов технических вузов отсутствуют системные знания по реализации межнаучных понятий, необходимых инженеру в его профессиональной деятельности. Наблюдаемое отсутствие достаточно прочных профессионально ориентированных связей возможно устранить, на наш взгляд, с помощью планомерного и целенаправленного развития содержательно-методических линий курса математики и раскрытия их прикладного аспекта через профильную дифференциацию в курсе высшей математики.

Обоснованы концептуальные положения и предложена пространственно-временная модель технологии профилирования математической подготовки студентов технических вузов, а также методика ее реализации. Проведен эксперимент.

Эксперимент включал два этапа: констатирующий и обучающий. Целью констатирующего этапа экспериментального исследования было выявление начального уровня знаний, умений и навыков студентов, мотивации их профессиональной деятельности, наличия профессионально важных качеств. Обучающий эксперимент предполагал активное вмешательство в образовательный процесс путем применения основных положений сконструированных системы и технологии. Сопоставление данных, полученных по результатам обучающего этапа эксперимента, с данными констатирующего этапа показало, что реализация авторской системы и технологии позволила повысить качество профессионально ориентированной подготовки респондентов экспериментальных групп по сравнению с контрольными и доказала эффективность предлагаемого подхода к ее организации в техническом вузе.

Об авторах

Ольга Макаровна Калукова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: m819mt63@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»

Россия

Олег Иванович Иванов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: m819mt63@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»

Россия

Николай Григорьевич Бабенко

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: m819mt63@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование»

Россия

Список литературы

  1. Палферова С.Ш. Проектирование технологии компетентностно-ориентированного обучения дисциплинам естественнонаучного цикла студентов технических вузов (на примере математики) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Тольятти, 2003. 20 с.
  2. Ярыгин А.Н., Палферова С.Ш. Формирование базовых компетенций студентов при изучении математики в техническом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1. С. 294–298.
  3. Ярыгин А.Н., Палферова С.Ш. Математические модели в преподавании экономических дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 7. С. 233–236.
  4. Иванов О.И., Палферова С.Ш. Тенденции фундаментализации образования в эпоху информационных технологий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 11. № 9. С. 23–28.
  5. Кузнецова О.А., Пивнева С.В. Управление качеством подготовки инженеров-менеджеров на основе предмета «Моделирование систем» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-1. С. 168–169.
  6. Палферова С.Ш., Иванов О.И., Бабенко Н.Г., Кузнецова О.А. Математическая модель ценового согласования при распределении вычислительных ресурсов // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 4. С. 182–187.
  7. Колачева Н.В., Кошелева Н.Н., Палферова С.Ш. Тестовый контроль как элемент мониторинга технологий формирования естественно-научных знаний студентов экономических специальностей университета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Технические и естественные науки: Квалиметрия образования. 2005. № 1. С. 53–58.
  8. Палферова С.Ш., Крылова С.А., Калукова О.М. Использование дифференциальных уравнений для моделирования реальных процессов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 10. № 2. С. 114–118.
  9. Колачева Н.В., Палферова С.Ш. Математическая модель стратегии управления предприятием // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-1. С. 81–82.
  10. Чернова Ю.К., Сыротюк С.Д. Конфаймент-моделирование процессов подготовки конкурентоспособного специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2006. № 47. С. 174–180.
  11. Колачева Н.В., Палферова С.Ш. Относительные статистические показатели стохастических моделей // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № S2-2. С. 234–237.
  12. Колачева Н.В., Кузнецова О.А. Применение многомерного нормального распределения для построения вероятностной оценки компетентности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-6. С. 1776–1783.
  13. Криштал М.М. Генерация инноваций и оптимизация системы управления университетом // Экономика образования. 2012. № 4. С. 34а–39.
  14. Павлова Е.С. Диагностика мотивации студентов вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-2. С. 159–162.
  15. Ярыгин А.Н., Палферова С.Ш., Ярыгина Н.А. Использование математического анализа в профильной подготовке магистров экономики // Вiсник Черкаського Унiверситету. Серiя: Педагогiчнi науки. 2014. № 13. С. 52–59.
  16. Павлова Е.С., Палферова С.Ш. Модели структурирования математической информации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3. С. 318–322.
  17. Чернова Ю.К., Щипанов В.В. Системный подход к проектированию междисциплинарного образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 10. № 2. С. 118–124.
  18. Палферова С.Ш., Чернова Ю.К., Иванов О.И. Применение теории дифференциальных уравнений и операционного исчисления к моделированию и решению инженерных задач (на примере задач электротехнического профиля). Тольятти, 2004. 242 с.
  19. Чернова Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти, 1992. 121 с.
  20. Ляченков Н.В., Ярыгин А.Н. Проектирование технологии совершенствования подготовки магистрантов к инновационной деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4. С. 254–258.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах