ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу формирования методической компетентности преподавателя вуза в рамках использования дистанционной образовательной технологии и внедрения инноваций в учебный процесс. Глобальное реформирование отечественной системы образования страны сопровождается масштабным внедрением современных образовательных технологий, применение которых невозможно без компетентностных научно-педагогических работников, способных адаптировать привычные методики обучения к новым условиям интеграции образовательных систем. В работе представлены теоретические исследования относительно развития трактовки понятия «методическая компетентность», предпринята попытка уточнения структуры методической компетентности на основе компонентного анализа, определена взаимосвязь видов методической деятельности и компонентов методической компетентности, показано влияние методической деятельности на формирование методической компетентности преподавателя вуза. В данном контексте предлагается выделение в структуре методической компетентности инновационного компонента в качестве самостоятельного. В статье выявляется связь между методически грамотно выстроенной траекторией обучения студентов и успешным использованием дистанционных образовательных технологий, внедрением инноваций в учебный процесс, что закладывает основы обеспечения инновационной мобильности студентов. В работе также рассматривается необходимость наличия сформированной методической компетентности научно-педагогических работников, способствующей интеграции науки и образования и являющейся одним из главных показателей качества образования. Основное внимание уделяется проблеме формирования методической компетентности преподавателя вуза при выполнении им разных видов методической деятельности, говорится о нерешенности данной проблемы и в связи с этим представляющей огромный интерес для дальнейшего изучения.

Об авторах

Ольга Владимировна Бикалова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga-malva-81@ya.ru

главный специалист учебно-методического управления

Россия

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. 304 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
  3. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 35–44.
  4. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 4. С. 34–42.
  5. Занина JI.В., Меньшикова Н.П. Компетентностный подход к рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа // Основы педагогического мастерства. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 110–115.
  6. Зимняя И.А. Компетентность человека новое качество результата образования // Проблемы качества образования: мат-лы XIII Всерос. совещ. Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4–13.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  8. Махова И.Ю. Компетентность как психологическое основание моделирования систем высшего образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 50. С. 252–258.
  9. Топоровский В.П. Аналитическая компетентность педагога. М.: Планета, 2011. 175 с.
  10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
  11. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Наследие ММК, 2005. С. 64–125.
  12. Raven J. Competence in modern society: its identification, development and release. England: Oxford Psychologists Press, 1984. 396 p.
  13. Westera W. Competences in Education: a confusion of tongues // Journal of Curriculum Studies. 2001. № 33. P. 75–88.
  14. Равен Джон. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
  15. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: АПН, 1990. 149 с.
  16. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
  17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Эйдос. 2006. № 5.
  18. Соловова Н.В. Структура методической компетентности преподавателей вуза на основе корреляционного анализа // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1-2. С. 212–217.
  19. Соловова Н.В. Методическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 5. С. 52–59.
  20. Игропуло И.Ф., Уманская А.В. Структура методической деятельности преподавателя вуза при переходе к новым образовательным стандартам // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 158–162.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах