СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕЙТ-ОБРАЗОВАНИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье последовательно дается семантическая и структурная характеристика гейт-образований русского языка на материале «Словаря композитов новейшего периода» Н.В. Габдреевой, М.Т. Гурчиани и составленной автором методом сплошной выборки из общероссийских и региональных газетных изданий, интернет-сайтов, художественной литературы за период с 70-х гг. XX в. по настоящее время картотеки слов с элементом -гейт, насчитывающей 1246 примеров: определяется их денотативная сфера; описываются возникающие парадигматические отношения; обосновывается возможность дополнения словника анализируемого словаря гейт-образованиями денотативных сфер спорта и науки; высказывается мнение о необходимости фиксации в словарных статьях синонимических рядов названий политических скандалов: Ирангейт – контрасгейт – Иран-контрасгейт; МоникагейтЛевинскигейтсексгейтзиппергейт; Картергейтбукгейт; Рейгангейтбрифингейт; делаются выводы о принадлежности слов с финалью -гейт к разным группам композитов по степени ассимиляции и спаянности компонентов в русском языке (с первым ассимилированным компонентом и с первым неассимилированным компонентом, представленным транслитерированной и нетранслитерированной формами); устанавливается стадия приобретения иноязычным структурным элементом -гейт морфемных свойств русского языка; иллюстрируется примерами функционирование компонента -гейт как некоторой самостоятельной лексической единицы, в результате чего он приобретает морфологические показатели числа и падежа. В исследовании рассматриваются гейт-модели композитов с ассимилированным первым компонентом двух ступеней раскрытости (конкретизации): первая ступень – модель общего вида: «существительное + гейт»; вторая ступень – модель «уточненная» (с учетом разрядной принадлежности), представленная двумя гейт-моделями: «имя собственное + гейт» и «апеллятив + гейт». 

Об авторах

Ирина Владимировна Гурова

Самарский государственный социально-гуманитарный университет, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: gurovaiv2009@yandex.ru

старший преподаватель кафедры дошкольного образования

Россия

Список литературы

  1. Земская Е.А. Речь эмигрантов как свидетельство роста аналитизма в русском языке // Жизнь языка: сборник статей к 80-летию М.В. Панова. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 68–76.
  2. Крысин Л.П. Русское слово, своё и чужое: исследование по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 888 с.
  3. Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славянским языкам. Сеул: Корейская ассоциация славистов, 2001. № 6. С. 177–202.
  4. Демидов Д.Г. Тенденции к агглютинации в русском языке // Русский язык: исторические судьбы и современность: труды и материалы II Международного конгресса исследователей русского языка. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. С. 650–658.
  5. Янович Е.И. Словообразовательные новации современной русской речи в свете исторических тенденций развития русского языка (на материале текстов СМИ) // Веснiк БДУ. Серыя 4. Фiлалогiя. Журналicтыка. Педагогiка. 2009. № 2. С. 36–41.
  6. Скляревская Г.Н. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика. М.: Эксмо, 2006. 1136 с.
  7. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века. М.: Астрель, 2011. 413 с.
  8. Габдреева Н.В., Гурчиани М.Т. Словарь композитов русского языка новейшего периода. М.: ФЛИНТА, 2012. 280 с.
  9. Ефремова Т.Ф. Самый полный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2015. 3312 с.
  10. Ходжагельдыев Б.Д., Шурупова О.С. Иллюстрированный словарь английских заимствований в русском языке последних лет. М.: Флинта, 2016. 148 с.
  11. Отин Е.С. Об «Уотергейте» и прочих «-гейтах» // Русская речь. 1996. № 5. С. 109–114.
  12. Байков В.Г. Приключения скандального суффикса: роль заимствования одной словообразовательной модели в создании политического имиджа // Схiднослов'янська фiлологiя: зб. наук.пр. Вип. 21. Мовзнавство. Горлiвка: ГДПIIм, 2011. С. 24–41.
  13. Rohrdantz C., Niekler A.,Hautli A., Butt M., Keim D.A. Lexical semantics and distribution of suffixes: a visual analysis // Proceedings for the EACL 2012 Joint Workshop of LINGVIS & UNCLH. Stroudsburg: Association for Computational Linguistics, 2012. P. 7–15.
  14. Ayto J. Movers and shakers: a chronology of words that shaped our age. Oxford: Oxford University Press, 2006. 256 p.
  15. Гурова И.В. Гейт-образования 2013–2014 гг. // Современная наука: теоретический и практический взгляд: материалы I Международной научно-практической конференции. М.: Перо, 2014. С. 97–103.
  16. Гурова И.В. Особенности гейт-образований XXI века // Межкультурная↔интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: материалы III Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. С. 137–142.
  17. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб.: Златоуст, 1999. 320 c.
  18. Сологуб О.П. Усвоение иноязычных структурных элементов в русском языке // Наука. Университет. 2002: материалы III научной конференции. Новосибирск: НГЭиУ, 2002. С. 130–134.
  19. Коряковцева Е.И. Язык современных СМИ в эпоху глобализации: к вопросу об инновациях и инновационных процессах // Многомерные миры языка: избранные труды международной научной конференции. М.: РУДН, 2015. С. 108–123.
  20. Отин Е.С. Словарь коннотативных собственных имен. М.: АТемп, 2006. 440 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах