ВЕРБАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО АНДРЕЯ МАКСИМОВА В ПЕРЕДАЧЕ «НАБЛЮДАТЕЛЬ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется речевое поведение журналиста А. Максимова в передаче «Наблюдатель» (телеканал «Россия – Культура»), в частности используемый им набор языковых средств, который позволяет ведущему выполнять стратегические цели в масштабе всего эфира. Отмечается особая авторская роль в организации передачного диалога: от мастерства и интенций автора (ведущего) зависит, будет ли достигнута основная цель интервью – получение информации. Анализ фактического материала показал, что из эфира в эфир А. Максимов использует набор одних и тех же языковых средств, которые отражают его авторский почерк. Этот набор состоит из речевых структур, которые дополняют друг друга и обладают функциональностью, что стало основанием для того, чтобы рассматривать всю совокупность авторских речевых структур как стратегическую модель. Единицей исследования языковой репрезентации автора являются речевые структуры – элементы вербально-семантического уровня языковой личности, которые служат сигналами того, что происходит на высших уровнях ее организации: отражают систему ценностей индивида, устанавливают прагматические векторы, определяющие стратегию коммуникативного поведения. Подробно описаны речевые структуры, организующие диалог в начальной, основной и заключительной частях передачи. Особое внимание в статье уделяется речевым структурам в основной части, являющейся смысловым и композиционным центром авторской стратегической модели и одновременно самым сложным ее компонентом, так как именно здесь раскрывается главное мастерство интервьюера – контролировать развитие повествования, не позволяя собеседнику переходить на смежные проблемы и темы. Также рассматриваются средства языка, позволяющие А. Максимову выполнять поставленные цели и задачи, профессионально организуя диалог в соответствии с темой и общим замыслом.

Об авторах

Ирина Николаевна Казакова

Ульяновский государственный университет, Ульяновск

Автор, ответственный за переписку.
Email: contact@ulsu.ru

старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания

Россия

Список литературы

  1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
  2. Кочеткова Т.В. Проблема изучения языковой личности носителя элитарной речевой культуры (обзор) // Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов, 1996. Вып. 26. С. 14–25.
  3. Саломатина М.С. Коммуникативная личность филолога (психолингвистическое исследование) : автореф. дис. … канд. филол. наук. Воронеж, 2005. 23 с.
  4. Иванцова Е.В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 4. С. 24–32.
  5. Солганик Г.Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст» // Вестник московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7–16.
  6. Распопова С.С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 2. С. 149–158.
  7. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 383 с.
  8. Новикова А.А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 236 с.
  9. Якимов О.Д., Скрыбыкина Д.А. Роль авторского «Я» в материалах публицистических жанров // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2015. № 54. С. 202–209.
  10. Гоноцкая Н.В. Связи: философское исследование взаимопонимания. М.: Изд-во ЛКИ, 2013. 160 с.
  11. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. 304 с.
  12. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник московского университета. Серия 10: Журналистика. 2001. № 3. С. 74–83.
  13. Cтилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, 2006. 696 с.
  14. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
  15. Швец Е.В. «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте : автореф. дис. … канд. филол. наук. Калининград, 2008. 23 с.
  16. Дубских А.И., Севастьянова В.С. «Звездное» интервью: структурно-композиционный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 24–28.
  17. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая речь / под ред. М.Л. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. М.: ЛИБРОКОМ, 2015. C. 16–28.
  18. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 356–367.
  19. Максимов А. Не молчи, или Книга для тех, кто хочет получать ответы. М.: Аргументы недели, 2009. 192 с.
  20. Максимов А. Профессия – тележурналист. М.: Калиновый бульвар, 2011. 256 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах