ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ
- Авторы: Чупрова Л.В.1, Ершова О.В.1
-
Учреждения:
- Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 336-339
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/689
- ID: 689
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена проблеме дефиниции понятия «качество образования», которая рассматривается в контексте современного состояния научных исследований в области философии, социологии, психологии и педагогики. Рассмотрены основные научные подходы к характеристике сущности и содержания качества образования в работах ученых. Показано, что качество образования достаточно сложное, неоднозначное понятие и в настоящее время не существует согласованного мнения о его сущности и содержании. Приводится структура и содержание исследуемой категории в проблемном поле педагогики. Анализируя категорию «качество образования», авторы статьи отмечают, что в исследованиях ученых приводятся различные аспекты понятия «качество образования»: подчеркивается целевой и содержательный аспект, выделяется этапный характер и условия, влияющие на качество образования, а также указывается на наиболее значимый компонент образования – результат, который проявляется на уровне индивида. Этот результат складывается из социально обусловленных показателей: уровня знаний, умений, навыков, ценностного отношения к миру, других показателей, которыми должен обладать выпускник. Теоретический анализ основных научных подходов к характеристике сущности и содержания категории «качество образования» позволил сделать вывод, что это понятие имеет иерархическую структуру, при этом уровень применения этого термина может быть различным. Можно говорить о качестве образования на международном уровне; о качестве национальной системы образования; о качестве образовательного учреждения; а также о качестве обучающегося. Отмечено, что в контексте проводимого исследования наиболее важным является применение анализируемой категории к обучающимся и для практических целей под качеством образования понимать «качественные изменения» в учебном процессе и в среде, окружающей обучаемого, которые можно идентифицировать как улучшение знаний, умений и ценностей, приобретаемых обучаемым по завершении определенного этапа. Предложено авторское определение понятия «качество образования» применительно к современному образовательному процессу в вузе.
Об авторах
Лариса Васильевна Чупрова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск
Автор, ответственный за переписку.
Email: lvch67@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия»
РоссияОльга Викторовна Ершова
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск
Email: yershova_mgtu@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химия»
РоссияСписок литературы
- Чупрова Л. В. Философско-педагогические аспекты проблемы гармонизации образовательного процесса в вузе // Успехи современного естествознания. 2014. № 5-2. С. 169–172.
- Калейчик М. М. Квалиметрия : учебное пособие. М. : МГИУ, 2003. 200 с.
- Гегель Г. В. Наука логики. Т. 1. М. : АН СССР, Мысль, 1970. 502 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М. : Азбуковник, 1997. 944 с.
- Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков. М. : Сфера, 2004. 448 с.
- Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект : монография. М. : ВЛАДОС, 2004. 357 с.
- Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования : лекция-доклад. Изд. 3-е. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с.
- Челышкова М. Б., Хлебников В. А. Методологические подходы в оценке качества подготовки школьников и студентов // Проблемы качества образования, его нормирования и управления : сборник научных статей. М., 1999. С. 173–190.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики : учебник. М. : Академия, 2003. 256 с.
- Чошанов М. А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе : автореф. дис. … док. пед. наук. Казань, 1996. 34 с.
- Ершова О. В. Модель рейтинговой системы оценки качества образования студентов технического университета // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 1. С. 324–328.
- Чупрова Л. В., Ершова О. В. Рейтинговая система оценки качества образования как фактор развития творческой активности студентов // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 4. С. 73.