МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
- Авторы: Маслова Т.М.1
-
Учреждения:
- Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 309-313
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/683
- ID: 683
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проанализированы различные подходы и модели патриотического воспитания младших школьников и установлено, что некоторые модели, применяемые в образовательном процессе, устарели, другие – соответствуют требованиям времени, но сводятся к тому, что у ребенка невозможна любовь к Родине, если у него нет любви к своей малой родине, природе, родному краю. Описанная модель патриотического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия с окружающей средой имитирует внутреннюю структуру организации процесса совместной деятельности педагогов и детей, определяет характер этой деятельности и нацеливает на развитие у младших школьников позитивного эмоционально-ценностного отношения к ближайшему окружению (среде и людям), проявляющегося в разнообразной деятельности и поведении младших школьников. В модели сформулированы педагогические условия патриотического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия с окружающей средой (опора на принципы поликультурности, персонификации и социализации; понимание педагогами новых подходов к патриотизму и патриотическому воспитанию; наполнение начального общего образования учебной информацией о ближайшем, природном и социокультурном окружении школьников; организация доступной для младших школьников патриотической деятельности, оценивание ее позитивных результатов), предложены формы и методы патриотического воспитания младших школьников с опорой на эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Для определения эффективности педагогической модели патриотического воспитания младших школьников в процессе взаимодействия с окружающей средой выделены следующие основные показатели: сформированные у школьников различные понятия и представления, необходимые для проявления патриотизма в различных видах деятельности (коммуникативной, познавательной, игровой, трудовой, художественно-эстетической) и овладение способами действий патриотического характера.
Об авторах
Татьяна Михайловна Маслова
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан
Автор, ответственный за переписку.
Email: tat290807@mail.ru
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии
РоссияСписок литературы
- Педагогический словарь : в 2 т. Т. 1 / отв. ред. И.А. Каиров. М. : АПН, 1960. 774 с.
- Архангельский С. И., Михеев В. И, Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М. : Знание, 1974. 357 с.
- Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. М. : Наука, 1996. 26 с.
- Гершунский Б. С. Методологические проблемы прогнозирования развития педагогической науки // Методологические проблемы современной педагогической науки и практики : Межвузовск. сб. науч. трудов. Челябинск : ЧГПИ, 1988. С. 13–29.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М. : Педагогика, 1986. 240 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. : АПН РСФСФ, 1956. 519 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975. 302 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Просвещение, 1976. 366 с.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образовании. М. : Педагогика-34, 1997. 345 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1997. 43 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997. 342 с.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. : Сентябрь, 1996. 96 с.
- Лихачев Д. С. Размышления о русской истории. М. : Искусство, 2000. 425 с.