ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
- Авторы: Забродина Л.Н.1
-
Учреждения:
- Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 292-295
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/679
- ID: 679
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Совершенствование качества профессиональной подготовки будущих врачей в соответствии с требованиями новых государственных стандартов определяет необходимость формирования у будущих специалистов профессионально-речевой культуры как неотъемлемой части общей и профессиональной культуры личности. Анализ дефиниций «речь», «культура», «профессиональная культура», «коммуникативная культура», «речевая культура» дает основание рассматривать профессионально-речевую культуру будущего врача как интегративное профессионально значимое качество личности, основанное на совокупности норм, теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью в области медицины, и обеспечивающее успех коммуникации в процессе профессионально-врачебного взаимодействия. В состав профессионально-речевой культуры входят взаимосвязанные структурные (когнитивный и деятельностный) и функциональные (нормативный, профессионально-коммуникативный и социально-личностный) компоненты.
Определение результативности процесса формирования профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза связано с выявлением изменений содержания и взаимосвязей элементов структуры данного качества. Это требует выявления критериев и показателей, позволяющих определить степень сформированности уровня профессионально-речевой культуры у будущих врачей.
В качестве критериев мы избрали нормативный, профессионально-коммуникативный и социально-личностный, проявляющиеся в когнитивной и деятельностной составляющих. На основании этого были выделены три уровня сформированности профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза: высокий (продуктивный); средний (репродуктивный); низкий (допустимый). Применение данных критериев позволяет отследить изменение уровня профессионально-речевой культуры студентов в процессе осуществления педагогической деятельности.
Об авторах
Лилия Николаевна Забродина
Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск
Автор, ответственный за переписку.
Email: liliyazabrodina@mail.ru
ассистент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин лечебного факультета
РоссияСписок литературы
- РФ. Правительство. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года : постановление от 04. 10. 2000 Электронный ресурс. Режим доступа: www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
- Андреев В. И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие для вузов. Казань : Центр инновационных технологий, 2008. 499 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие. М. : Академия, 2010. 576 с.
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. 26-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 539 с.
- Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи : учебник. М. : Проспект, 2006. 439 с.
- Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М. : Просвещение, 1986. 127 с.
- Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. М. : Политиздат, 1991. 560 с.
- Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. 2-е изд. СПб. : Изд-во СПб-го гос. ун-та, 1999. 296 с.
- Алексеенко О. Н. Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 206 с.
- Арчаков Р. А. Формирование профессионально-речевой культуры будущих социальных педагогов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
- Хасанова Л. Г. Формирование профессионально-речевой культуры будущего учителя начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2000. 22 с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2000. 176 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М. : БРЭ, 2003. 528 с.
- Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. Личность: образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник. 2-е изд. М. : Логос, 2004. 384 с.
- Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
- Программа кандидатского экзамена по специальности / сост. Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. 39 с.