ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Совершенствование качества профессиональной подготовки будущих врачей в соответствии с требованиями новых государственных стандартов определяет необходимость формирования у будущих специалистов профессионально-речевой культуры как неотъемлемой части общей и профессиональной культуры личности. Анализ дефиниций «речь», «культура», «профессиональная культура», «коммуникативная культура», «речевая культура» дает основание рассматривать профессионально-речевую культуру будущего врача как интегративное профессионально значимое качество личности, основанное на совокупности норм, теоретических знаний и практических умений, связанных с профессиональной деятельностью в области медицины, и обеспечивающее успех коммуникации в процессе профессионально-врачебного взаимодействия. В состав профессионально-речевой культуры входят взаимосвязанные структурные (когнитивный и деятельностный) и функциональные (нормативный, профессионально-коммуникативный и социально-личностный) компоненты.

Определение результативности процесса формирования профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза связано с выявлением изменений содержания и взаимосвязей элементов структуры данного качества. Это требует выявления критериев и показателей, позволяющих определить степень сформированности уровня профессионально-речевой культуры у будущих врачей.

В качестве критериев мы избрали нормативный, профессионально-коммуникативный и социально-личностный, проявляющиеся в когнитивной и деятельностной составляющих. На основании этого были выделены три уровня сформированности профессионально-речевой культуры студентов медицинского вуза: высокий (продуктивный); средний (репродуктивный); низкий (допустимый). Применение данных критериев позволяет отследить изменение уровня профессионально-речевой культуры студентов в процессе осуществления педагогической деятельности. 

Об авторах

Лилия Николаевна Забродина

Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, Ханты-Мансийск

Автор, ответственный за переписку.
Email: liliyazabrodina@mail.ru

ассистент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин лечебного факультета

Россия

Список литературы

  1. РФ. Правительство. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года : постановление от 04. 10. 2000 Электронный ресурс. Режим доступа: www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.
  2. Андреев В. И. Педагогика высшей школы: Инновационно-прогностический курс : учеб. пособие для вузов. Казань : Центр инновационных технологий, 2008. 499 с.
  3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие. М. : Академия, 2010. 576 с.
  4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи : учеб. пособие. 26-е изд. Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. 539 с.
  5. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Саввова М. Р. Русский язык и культура речи : учебник. М. : Проспект, 2006. 439 с.
  6. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М. : Просвещение, 1986. 127 с.
  7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. М. : Политиздат, 1991. 560 с.
  8. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. 2-е изд. СПб. : Изд-во СПб-го гос. ун-та, 1999. 296 с.
  9. Алексеенко О. Н. Развитие речевой культуры студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка : дис. ... канд. пед. наук. Шадринск, 2009. 206 с.
  10. Арчаков Р. А. Формирование профессионально-речевой культуры будущих социальных педагогов в процессе изучения иностранного языка : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.
  11. Хасанова Л. Г. Формирование профессионально-речевой культуры будущего учителя начальных классов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2000. 22 с.
  12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2000. 176 с.
  13. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б. М. Бим-Бада. М. : БРЭ, 2003. 528 с.
  14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь. Личность: образование, самообразование, профессия. Минск: Хэлтон, 1998. 399 с.
  15. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник. 2-е изд. М. : Логос, 2004. 384 с.
  16. Ипполитова Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 383 с.
  17. Программа кандидатского экзамена по специальности / сост. Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2003. 39 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах