УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА
- Авторы: Гудалина Т.А.1, Тараносова Г.Н.2
-
Учреждения:
- Тольяттинский социальный приют «Дельфин», Тольятти
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 283-287
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/677
- ID: 677
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье разрабатывается актуальная тема формирования компетентных педагогических кадров как фактора, влияющего на качество социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, и предотвращения социального сиротства. Актуальность заявленной в статье темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления и методического обоснования сущности социально-профессиональной компетентности педагога и условий ее формирования. Раскрывается содержание понятия «социально-профессиональная компетентность педагога социального приюта» как новообразования личности, сформировавшегося при интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, личностных качеств, навыков социального взаимодействия, профессиональных знаний и умений и обеспечивающего продуктивное решение нестандартных профессиональных ситуаций и успешную самореализацию в педагогической деятельности. Представлены основные компоненты исследуемой компетентности: ценностно-мотивационный, психологический, социальный, функциональный. Определено понятие «организационно-педагогические условия» с учетом задач исследования. Авторами выявляется и обосновывается комплекс организационно-педагогических условий формирования социально-профессиональной компетентности, состоящий из следующего перечня: 1. Актуализация ресурсов методической работы как эффективного средства формирования социально-профессиональной компетентности педагога специализированного учреждения для несовершеннолетних; 2. Активизация субъектной позиции педагога посредством создания системы оценки качества деятельности педагога; 3. Стимулирование деятельности педагога по формированию социально-профессиональной компетентности через его включение в процесс самодиагностики. Дано определение такой дефиниции, как «актуализация ресурсов методической работы». Отмечены преимущества организации методической работы непосредственно в учреждении. Рассмотрена возможность оценки качества деятельности педагога. Определены задачи самодиагностики сформированности социально-профессиональной компетентности педагога.
Об авторах
Татьяна Анатольевна Гудалина
Тольяттинский социальный приют «Дельфин», Тольятти
Email: axanova@yandex.ru
заместитель директора
РоссияГалина Николаевна Тараносова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: taranosova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор
РоссияСписок литературы
- РФ. Президент. О национальной стратегии Действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ № 71 от 1 июня 2012 г. // Российская газета : интернет-портал. Режим доступа: www.rg.ru/2012/08/30/hakasiya-proekt-deti-reg-dok.html (дата обращения: 02.09.2013).
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002. 576 с.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Л., 1973. 135 с.
- Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 21 с.
- Бехтенова Е.Ф. Условия формирования проектной деятельности учащихся : дис. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. 320 с.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1989. № 2. С. 12–19.
- Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 2001. Вып. 1. 122 с.
- Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе. М., 1996. 143 с.
- Гвоздева М.С. Организационно-педагогические условия оценивания профессиональной деятельности учителя : дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2003. 184 с.
- Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 122 с.