АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ ВЕДУЩИХ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ВЫРАЖЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ механизмов психологической защиты как фактора, затрудняющего преодоление психологических барьеров у студентов. Анализ литературы показал, что многими исследователями механизмы психологической защиты рассматриваются как стратегии преодоления психологических барьеров. Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, в исследовании за основу взята классификация Р. Плутчика, как наиболее распространенная, в которой представлены следующие их виды: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование. Механизмы психологической защиты могут не только являться вспомогательными инструментами преодоления психологических барьеров, но и тормозить данный процесс. Данное деление условно, так как в каждой конкретной ситуации тот или иной механизм психологической защиты может выступать как способствующим, так и препятствующим развитию личности фактором. В статье представлен корреляционный анализ показателей напряженности психологических барьеров и выраженности механизмов психологической защиты. Механизмы психологической защиты рассматриваются в статье как факторы, препятствующие и способствующие преодолению психологических барьеров в учебной деятельности. Анализ данных корреляционного анализа показал, что некоторые из защитных механизмов (замещение, компенсация, реактивное образование) позволяют студенту ослабить дискомфорт, связанный с ситуацией столкновения с психологическим барьером, и являются факторами, способствующими преодолению барьеров. Другие же виды защит (отрицание, вытеснение, регрессия), наоборот, тормозят процесс преодоления и выступают в качестве факторов, препятствующих преодолению психологических барьеров. Но стоит заметить, что данное деление условно, так как в каждой конкретной ситуации тот или иной механизм психологической защиты может выступать как способствующим, так и препятствующим развитию личности фактором.

Об авторах

Валерия Алексеевна Манина

Оренбургский государственный аграрный университет, Оренбург

Автор, ответственный за переписку.
Email: valeriamanina@gmail.com

преподаватель кафедры социологии и социальной работы

Россия

Список литературы

  1. Манина В. А. Психолого-педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов // Вестник ОГУ. 2013. № 12. С. 46–52.
  2. Grzegolowska H. Proba reinteretacji sjawiska mechanismow obronnych na postawie teorii aktywacji // Prseglad Psych. 1976. № 3. Р. 323–339.
  3. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя : учеб. пособие. Курск : Изд-во КГПУ, 1996. 131 с.
  4. Спасенкова С. В. Особенности контекста этносоциальных проблем в приграничном многонациональном регионе и практика их решения (на примере оренбургской области) // Вестник ВЭГУ. 2013. № 4. С. 66–72.
  5. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. R. A structural theory of ego defenses and emotions // Emotions in personality and psychopa-thology / ed. C.E. Izard. N.Y., 1979. P. 229–257.
  6. Журбин В. И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 14–23.
  7. Грановская P. M. Актуальность исследования психологической защиты // Вестник Балтийской академии. 1998. Вып. 18. С. 47–51.
  8. Тихоненко В. А. Позиция личности в ситуации конфликта и суицидальное поведение // Российский психиатрический журнал. 1998. № 3. С. 75–79.
  9. Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. М. : Талант, 1996. 144 с.
  10. Ким И. О., Минияров В. М., Иванов Д. В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 3. № 4. С. 148.
  11. Плутчик Р., Келлерман Г., Конт Х. Р. Тест-опросник механизмов психологической защиты (Life Style Index) / адаптация Л. P. Гребенникова. Мытищи, 1996. С. 3–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах