МОТИВ СТРАНСТВИЙ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Различные вариации хронотопа пути-дороги особенно актуальны для мифологического дискурса, в котором пространство и время нерасторжимы. Архаическое сознание четко структурирует бесконечное пространство. Здесь часто встречаются такие архетипические символы, как пуп земли, камень, мировая гора, мировое древо и т .д. Если говорить о локальных оппозициях, свойственных мифологическому контексту, то прежде всего это такие оппозиции, как: пространство – хаос, земной мир – «царство мертвых», подземный мир и небесный, север – юг и др. Что же касается темпоральных оппозиций, то в первую очередь это противопоставление весна, лето – осень, зима. В мифологическом дискурсе физические перемещения героев в пространстве и времени и их душевные странствия всегда выступают как сюжетообразующие и смыслообразующие. Как правило, в архаическом сознании время и пространство представляют собой единое целое, что ярко прослеживается на конкретных примерах из индийской, древнерусской, древнегреческой мифологии. Не исключение и славянская мифология, которая имеет индоевропейские корни. Здесь также для реализации мотива странствий актуальны характеристики времени и пространства. Обязательны в мифологическом метатексте различные локальные и темпоральные ориентиры, помогающие героям в борьбе со злом и в преодолении ими самых сложных препятствий. Мифологема «путь» рождает самые разные виды путешествий – от физического до духовного. Причем физическое странствие невозможно без духовного, оно всегда сопровождается ментальным взрослением героя, что часто рождает различные варианты рассматриваемого мотива. Таким образом, мотив странствий в мифологическом дискурсе выступает как инвариант, который способен организовать вокруг себя всевозможные смыслы.

Об авторах

Наталья Ивановна Лишова

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Автор, ответственный за переписку.
Email: natalya8585@yandex.ru

кандидат филологических наук 

Россия

Список литературы

  1. Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) : история русской прозы и теория литературы. СПб., 1997. 848 с.
  2. Топоров В. Н. Пространство // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 341–342.
  3. Афанасьева В. К. Шумеро-аккадская мифология // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 647–653.
  4. Лосев А. Ф. Одиссей // Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 218–241.
  5. Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 389–406.
  6. Борисова Н. В. Жизнь мифа в творчестве М. М. Пришвина. Елец, 2001. 82 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах