ВЛИЯНИЕ ОНОМАПОЭТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПОВЕСТИ В.Г. РАСПУТИНА «ПОСЛЕДНИЙ СРОК»
- Авторы: Кузнецова Е.Н.1
-
Учреждения:
- Тольяттинская академия управления, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 176-180
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/653
- ID: 653
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию формообразующего потенциала ономапоэтики В.Г. Распутина. Художественный статус имен героев повести «Последний срок» рассматривается в свете фундаментальной проблемы онтологичности слова. На протяжении всего повествования имя героя указывает на замысел писателя о нем, на идеальный прообраз, осуществление которого является жизненным заданием человека. Проблема обретения имени является, на наш взгляд, центральной и в творчестве В.Г. Распутина, поскольку связана со многими основополагающими аспектами: экзистенциональными, культурными, национальными. А тема неразрывности связи категории имени с категорией образа в творчестве В.Г. Распутина составила ядро той проблематики, которая рассматривается в данной статье. Поскольку категория имени является эстетической, разработка этого вопроса потребовала обращения к русской философской ономатологии – к трудам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского. Так, эти философы дали не только научное обоснование и диалектическую разработку символического строения слова, связанного с пересечением в нем различных сфер бытия, но и указали на то, что антиномичность между идеальным заданием имени и эмпирическим характером героя раскрывается как важнейший конструктивный фактор произведения. Рассмотрение поэтики имени с опорой на выводы философской ономатологии имеет большое значение в анализе художественного произведения. Это означает, что художественные образы произведения получают свое выражение прежде всего в отношениях прообраза и образа в структуре имени героя. Иначе говоря, имя представляет собой духовный архетип, организующий художественный образ и представляющий собой слово, в котором раскрывается энергия целого человечества, раскрывающаяся через личность и размыкающая рамки эмпирического мира.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Николаевна Кузнецова
Тольяттинская академия управления, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena.n.77@yandex.ru
преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
РоссияСписок литературы
- Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М. : Мысль, 1995. 944 с.
- Флоренский П. А. Имена // Имя – судьба : книга для родителей и крестных / сост. А.А. Бобров. М. : Современный писатель, 1993. 99 с.
- Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М. : Мысль : Российский открытый университет, 1993. 985 с.
- Распутин В. Г. Прощание с Матерой. М. : Эксмо, 2011. 638 с.
- Библия. Ветхий завет. 4-я книга Царств. Гл. 1:8. М.: Синод. изд., 1992. 979 с.
- Бялый Г. А. Чехов и русский реализм. Л., 1981. 400 с.
- Сызранов С. В. Ономапоэтика и закономерности формообразования произведений Ф. М. Достоевского // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 407–412.
- Флоренский П. А. Иконостас. СПб. : Общество памяти игумении Таисии, 2006. 175 с.
- Ильин И. А. Кризис безбожия // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 1. М. : Русская Книга, 1993. 400 с.
- Курбатов В. Я. Прощание для встречи // Распутин В. Г. Прощание с Матерой. М. : Эксмо, 2011. 637 с.
- Современный словарь иностранных слов / под ред. Е.А. Гришина. М. : Русский язык, 1992. 740 с.
- Флоренский П. А. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М. : Правда, 1990. 447 с.