ФУНКЦИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА Д. МЕРЕДИТА «СОВРЕМЕННАЯ ЛЮБОВЬ»)
- Авторы: Коноплюк Н.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 172-175
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/652
- ID: 652
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В системе современных лингвистических исследований грамматический анализ тесно взаимосвязан с анализом стилистическим. Для поэтического текста характерно употребление стилистически мотивированных грамматических средств вообще и личных местоимений в частности.
В тексте цикла Дж. Мередита личные местоимения организуют разные планы повествования. Автор использует повествование от первого лица (I-повествование) и третьего лица (he-повествование), в результате чего появляются образы автора-повествователя и лирического героя. Повествование от третьего лица создает доминирование авторской позиции над точкой зрения героя, критическую оценку описываемых событий, композиционно оформленных как зачин и концовка цикла и в форме лирических отступлений. Характерное для лирики повествование от первого лица позволяет сместить акценты в сторону изображения динамики внутреннего мира лирического героя, что сопровождается и изменением используемых временных форм глагола: прошедшее время заменяется настоящим.
Мередит активно использует две формы местоимения ты – современную форму you и устаревшую форму thou, отдавая предпочтение первой. Употребление устаревшей формы имеет особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Оппозиция I – you используется при повествовании от первого лица, для повествования от третьего лица характерна оппозиция he- she, противопоставляющая героя и героиню.
Их разобщенность подчеркивается редким употреблением местоимения первого лица множественного числа we, которое в большинстве случаев относится не к героям, а к повествователю и читателю, выступающим как носители общих взглядов и ценностей. Местоимение третьего лица множественного числа they также выполняет функцию противопоставления главных героев и третьих персонажей.
Об авторах
Наталья Владимировна Коноплюк
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: n.konoplyuk@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
РоссияСписок литературы
- Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык : учебник для вузов. 5-е изд. М. : Флинта : Наука, 2002. 384 с.
- Болотская М. П. О стилистическом аспекте изучения грамматических категорий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2009. № 15. С. 25–29.
- Советов И. М. Личное местоимение первого лица как фактор текстообразования (на материале английского языка) : автореф. дис. ... канд. филолог. наук. М., 2012 . 16 с.
- Панова Л. Г. «Мир», «пространство», «время» в поэзии О. Мандельштама. М. : Языки славянской культуры, 2003. 808 с.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста : учеб. пособие. 5-е изд. М. : Флинта : Наука, 2003. 253 с.
- Ильиш Б. А. История английского языка. М. : Высшая школа, 1968. 419 с.
- Бячкова В. А. Фатическая функция личных местоимений в романе Э. Троллопа "Домик в Оллингтоне" // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 47–54.