ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В контексте современных тенденций общественного развития особую актуальность приобретает проблема личностного и профессионального становления субъектов образования. Не менее остро встает прикладная задача поиска надежных и информативных показателей профессионального становления с учетом этапов обучения и определения критериев, которые могут служить основой для оценки успешности образовательных инноваций профессионального образования и средством обоснования целесообразных векторов эволюции педагогики высшей школы.
В статье представлен теоретический и эмпирический поиск показателей профессионального становления личности педагога-психолога на вузовском и послевузовском этапах образования. В настоящей работе определено понятие акмеологической направленности личности как важнейшего показателя формирования профессиональной направленности личности педагога-психолога и одновременно маркера его профессионально-личностной зрелости, ее структура, функции. Выдвинутое предположение, что личностно-профессиональное становление педагога-психолога может быть подвергнуто оценке на вузовском и послевузовском этапах образования через описание качественных характеристик акмеологической направленности личности, было подвергнуто эмпирической проверке, по результатам которой были выявлены качественные типы акмеологической направленности личности педагогов-психологов. Для выделения качественных особенностей акмеологической направленности личности на вузовском и послевузовском этапах образования в целях описания специфики профессионального становления педагогов-психологов нами был осуществлен кластерный анализ по методу одиночной связи. На вузовском этапе профессионального становления  педагогов-психологов в группе студентов описаны такие типы, как «ориентированные на самореализацию», «ориентированные на себя», на послевузовском этапе в группе слушателей курсов повышения квалификации представлены такие типы акмеологической направленности личности, как «просоциальные», «альтруисты», «индивидуалисты». Посредством описания типологических особенностей акмеологической направленности педагогов-психологов на вузовском и послевузовском этапах образования представляется возможность оценивать эффективность и прогнозировать направления дальнейшего становления личности педагогов-психологов в процессе вузовского и послевузовского обучения.

Об авторах

Наталья Сергеевна Залюбовская

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово

Автор, ответственный за переписку.
Email: zalubonator@yandex.ru

старший преподаватель

Россия

Список литературы

  1. Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. К вопросу об измерении уровня развития акмеологической компетентности личности педагога // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 341–344.
  2. Москвичева Н. Л. Социально-психологические аспекты становления личности профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. 2008. № 4. С. 324–329.
  3. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
  4. Портнова А. Г. Онтопсихология зрелости : монография. Кемерово, 2009. 206 с.
  5. Кошелева А. О., Вершков А. С., Родных И. В. Личностная зрелость как фактор успешности профессиональной деятельности: монография. Орел : Академия ФСО России, 2008. 109 с.
  6. Деркач А., Зазыкин В. Акмеология : учебник. СПб. : Питер, 2003. 256 с.
  7. Отт Т. О., Морозова И. С. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности на разных этапах обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 216–219.
  8. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М. : Школа, 1994. 184 с.
  9. Вавилова Л. Н. Личностная ориентация в системе повышения квалификации // Психолого-педагогические проблемы образования : межвузовский сборник научных статей / ред. колл.: Л.Н. Вавилова [и др.]. Кемерово : Изд-во ОблИУУ, 1998. 230 с.
  10. Красношлыкова О. Г. Профессионализм педагога в контексте развития системы образования // Педагогика. 2006. № 1. С. 60–66.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах