ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
- Авторы: Залюбовская Н.С.1
-
Учреждения:
- Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово
- Выпуск: № 3 (2014)
- Страницы: 160-165
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/650
- ID: 650
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В контексте современных тенденций общественного развития особую актуальность приобретает проблема личностного и профессионального становления субъектов образования. Не менее остро встает прикладная задача поиска надежных и информативных показателей профессионального становления с учетом этапов обучения и определения критериев, которые могут служить основой для оценки успешности образовательных инноваций профессионального образования и средством обоснования целесообразных векторов эволюции педагогики высшей школы.
В статье представлен теоретический и эмпирический поиск показателей профессионального становления личности педагога-психолога на вузовском и послевузовском этапах образования. В настоящей работе определено понятие акмеологической направленности личности как важнейшего показателя формирования профессиональной направленности личности педагога-психолога и одновременно маркера его профессионально-личностной зрелости, ее структура, функции. Выдвинутое предположение, что личностно-профессиональное становление педагога-психолога может быть подвергнуто оценке на вузовском и послевузовском этапах образования через описание качественных характеристик акмеологической направленности личности, было подвергнуто эмпирической проверке, по результатам которой были выявлены качественные типы акмеологической направленности личности педагогов-психологов. Для выделения качественных особенностей акмеологической направленности личности на вузовском и послевузовском этапах образования в целях описания специфики профессионального становления педагогов-психологов нами был осуществлен кластерный анализ по методу одиночной связи. На вузовском этапе профессионального становления педагогов-психологов в группе студентов описаны такие типы, как «ориентированные на самореализацию», «ориентированные на себя», на послевузовском этапе в группе слушателей курсов повышения квалификации представлены такие типы акмеологической направленности личности, как «просоциальные», «альтруисты», «индивидуалисты». Посредством описания типологических особенностей акмеологической направленности педагогов-психологов на вузовском и послевузовском этапах образования представляется возможность оценивать эффективность и прогнозировать направления дальнейшего становления личности педагогов-психологов в процессе вузовского и послевузовского обучения.
Об авторах
Наталья Сергеевна Залюбовская
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Кемерово
Автор, ответственный за переписку.
Email: zalubonator@yandex.ru
старший преподаватель
РоссияСписок литературы
- Бородулина Е. М., Портнова А. Г., Каган Е. С. К вопросу об измерении уровня развития акмеологической компетентности личности педагога // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 341–344.
- Москвичева Н. Л. Социально-психологические аспекты становления личности профессионала на этапе обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология, социология, педагогика. 2008. № 4. С. 324–329.
- Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
- Портнова А. Г. Онтопсихология зрелости : монография. Кемерово, 2009. 206 с.
- Кошелева А. О., Вершков А. С., Родных И. В. Личностная зрелость как фактор успешности профессиональной деятельности: монография. Орел : Академия ФСО России, 2008. 109 с.
- Деркач А., Зазыкин В. Акмеология : учебник. СПб. : Питер, 2003. 256 с.
- Отт Т. О., Морозова И. С. Саморегуляция учебно-профессиональной деятельности личности на разных этапах обучения в вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 216–219.
- Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного подхода. М. : Школа, 1994. 184 с.
- Вавилова Л. Н. Личностная ориентация в системе повышения квалификации // Психолого-педагогические проблемы образования : межвузовский сборник научных статей / ред. колл.: Л.Н. Вавилова [и др.]. Кемерово : Изд-во ОблИУУ, 1998. 230 с.
- Красношлыкова О. Г. Профессионализм педагога в контексте развития системы образования // Педагогика. 2006. № 1. С. 60–66.