КВАЛИМЕТРИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается инновационный подход к организации квалиметрии в процессе самообразовательной деятельности студентов на основе матричной модели познавательной деятельности, позволяющий рассматривать усвоение учебного материала как «движение» по элементам матрицы. Используя ее в качестве системообразующего фактора, можно структурировать учебный материал на учебные элементы по уровням сложности, организовывать дозированную самообразовательную деятельность и квалиметрию студентов.

Практическая значимость представленной работы состоит в реализации описанных научных представлений в образовательном процессе с помощью учебно-методических пособий, состоящих из четырех модулей, каждый из которых имеет различный уровень сложности. Первый модуль содержит простейшие задачи первого уровня сложности, второй – задачи второго уровня сложности и т. д. С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается усвоение учебного материала начинать с решения простейших заданий и постепенно двигаться к самому сложному заданию четвёртого уровня. Первый модуль, содержащий, как правило, учебные задания на основные определения и понятия, является наиболее объемным. Без умения решать задачи первого уровня сложности нельзя продвинуться дальше.

С помощью предлагаемых методических пособий студент имеет возможность самоорганизовывать свою учебную деятельность в удобное время и в приемлемом для каждого индивидуума темпе, а также осуществлять самоконтроль и определять уровень своих знаний.

Предлагаемая технология к организации квалиметрии прошла апробацию в двух втузах: Самарском государственном университете путей сообщения и Самарском государственном техническом университете. Педагогический эксперимент проводился на потоках первого курса очной, заочной и дистанционной форм обучения при изучении курса высшей математики в рамках аудиторной и внеаудиторной самообразовательной деятельности и продемонстрировал явно выраженную тенденцию повышения результатов усвоения знаний и формирования компетенций.

Об авторах

Елена Николаевна Рябинова

Самарский государственный технический университет, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: eryabinova@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»

Россия

Рузиля Нябиулловна Черницына

Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Email: y-abc@mail.ru

аспирант кафедры «Высшая математика»

Россия

Список литературы

  1. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М.: АСТ, 2002. 778 с.
  2. Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки учащихся в системе «Профильная школа – ВТУЗ» : автореф. дис. … докт. пед. наук. Ижевск, 2008. 34 с.
  3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
  4. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2006. 156 с.
  5. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: МОДЭК, 2002. 351 с.
  6. Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы усвоения учебного материала в высшей профессиональной школе. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 245 с.
  7. Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов. М.: Машиностроение, 2009. 258 с.
  8. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений. Самара: ПГСГА, 2014. 119 c.
  9. Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении кривых второго порядка. Самара: ПГСГА, 2014. 202 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах