КВАЛИМЕТРИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Рябинова Е.Н.1, Черницына Р.Н.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет, Самара
- Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 271-274
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/619
- ID: 619
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается инновационный подход к организации квалиметрии в процессе самообразовательной деятельности студентов на основе матричной модели познавательной деятельности, позволяющий рассматривать усвоение учебного материала как «движение» по элементам матрицы. Используя ее в качестве системообразующего фактора, можно структурировать учебный материал на учебные элементы по уровням сложности, организовывать дозированную самообразовательную деятельность и квалиметрию студентов.
Практическая значимость представленной работы состоит в реализации описанных научных представлений в образовательном процессе с помощью учебно-методических пособий, состоящих из четырех модулей, каждый из которых имеет различный уровень сложности. Первый модуль содержит простейшие задачи первого уровня сложности, второй – задачи второго уровня сложности и т. д. С целью эффективного формирования системности знаний студентов предлагается усвоение учебного материала начинать с решения простейших заданий и постепенно двигаться к самому сложному заданию четвёртого уровня. Первый модуль, содержащий, как правило, учебные задания на основные определения и понятия, является наиболее объемным. Без умения решать задачи первого уровня сложности нельзя продвинуться дальше.
С помощью предлагаемых методических пособий студент имеет возможность самоорганизовывать свою учебную деятельность в удобное время и в приемлемом для каждого индивидуума темпе, а также осуществлять самоконтроль и определять уровень своих знаний.
Предлагаемая технология к организации квалиметрии прошла апробацию в двух втузах: Самарском государственном университете путей сообщения и Самарском государственном техническом университете. Педагогический эксперимент проводился на потоках первого курса очной, заочной и дистанционной форм обучения при изучении курса высшей математики в рамках аудиторной и внеаудиторной самообразовательной деятельности и продемонстрировал явно выраженную тенденцию повышения результатов усвоения знаний и формирования компетенций.
Об авторах
Елена Николаевна Рябинова
Самарский государственный технический университет, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: eryabinova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»
РоссияРузиля Нябиулловна Черницына
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
Email: y-abc@mail.ru
аспирант кафедры «Высшая математика»
РоссияСписок литературы
- Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М.: АСТ, 2002. 778 с.
- Шихов Ю.А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки учащихся в системе «Профильная школа – ВТУЗ» : автореф. дис. … докт. пед. наук. Ижевск, 2008. 34 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. М.: Центр тестирования, 2006. 156 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва: МОДЭК, 2002. 351 с.
- Рябинова Е.Н. Формирование познавательно-деятельностной матрицы усвоения учебного материала в высшей профессиональной школе. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2008. 245 с.
- Рябинова Е.Н. Адаптивная система персонифицированной профессиональной подготовки студентов технических вузов. М.: Машиностроение, 2009. 258 с.
- Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самостоятельной работы студентов на основе матричной модели познавательной деятельности при изучении дифференциальных уравнений. Самара: ПГСГА, 2014. 119 c.
- Рябинова Е.Н., Черницына Р.Н. Организация самообразовательной деятельности студентов при изучении кривых второго порядка. Самара: ПГСГА, 2014. 202 c.