ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ НАВЫКОВ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ДЕВИАНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
- Авторы: Паатова М.Э.1
-
Учреждения:
- Адыгейский государственный университет, Майкоп
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 263-265
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/617
- ID: 617
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается процесс формирования системы позитивных навыков жизнеспособности подростков-девиантов в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В статье уточняется сущность понятий «жизнеспособность», «социально-личностная жизнеспособность», «реабилитационно-воспитательные ситуации», обосновывая авторский взгляд на данную проблему. Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Определены цель, задачи, основные принципы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением. Процесс формирования системы позитивных навыков жизнеспособности подростков-девиантов в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа проектируется на основе личностного подхода. Автором статьи представлена классификация реабилитационно-воспитательных ситуаций по отношению к подросткам-девиантам в соответствии с их возрастными характеристиками. Реабилитационно-воспитательные ситуации – специально спланированные событийные жизненные ситуации, затрагивающие жизненные интересы подростка и принуждающие его к гармонизации (модификации) своей жизнеспособности, составляют основу реабилитационной системы специальных учебно-воспитательных учреждений, востребуют усилия личности подростка-девианта по преодолению негативных стереотипов собственного поведения. Реабилитационно-воспитательная деятельность в соответствии с данным механизмом имеет событийный характер, т. е. ориентирована на включение подростка в значимые для него переживания, обеспечивающие положительные новообразования в его нравственном опыте. Последовательность ситуаций-событий в реабилитационно-воспитательной деятельности должна быть выстроена так, чтобы подросток постепенно, каждый с «индивидуальной скоростью», продвигался по пути от «вынужденного» изменения поведения к действительной заинтересованности процессом собственно самоизменения и самовосстановления. При этом ключевой задачей на этом реабилитационном маршруте является осознание подростком смысла самоизменения и саморазвития.
Об авторах
Мария Эдуардовна Паатова
Адыгейский государственный университет, Майкоп
Автор, ответственный за переписку.
Email: mpaatova@mail.ru
кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры «Педагогика и социальная психология»
РоссияСписок литературы
- Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как основа комплексной социально-педагогической реабилитации подростков-девиантов // European Social Science Journal. 2013. № 9-2. С. 135–141.
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
- Науменко Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. 368 с.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмыслевание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.