О МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Авторы: Недогреева Н.Г.1, Козлова И.С.1
-
Учреждения:
- Саратовский государственный университет, Саратов
- Выпуск: № 4 (2014)
- Страницы: 259-262
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/616
- ID: 616
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В современных условиях внедрения в школьную практику Федерального государственного образовательного стандарта актуальными становятся вопросы, связанные с достижением метапредметных результатов обучения. В статье представлено авторское видение сущности метапредметной компетентности учащихся, дано определение понятия, рассмотрена одна из возможностей ее формирования.
Понятие компетентности изложено с позиции психолого-педагогических исследований через характеристику личности, определяющую способность индивида организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели и его готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в личностно значимой практической деятельности. Показано, что метапредметный подход является ядром российского образования и призван обеспечивать целостное образное восприятие мира. Метапредметная компетентность представлена как ключевая и рассмотрена как осуществление универсальных (надпредметных) учебных действий.
Под ее формированием понимается процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для приобретения способности к самостоятельной деятельности, готовности применять знания и умения, осуществлять универсальные учебные действия. Он может реализовываться различными способами, в статье предлагается использование дистанционных образовательных технологий (сетевые проекты и олимпиады, дистанционные уроки, игровая внеучебная деятельность и пр.).
Выявлены компоненты метапредметной компетентности и их содержание: регулятивный (подготовка, планирование и разработка алгоритма деятельности, самоконтроль и оценка результатов), познавательный (осуществление поиска, извлечение и критическое осмысление информации, применение знаков и символов для ее систематизации), коммуникативный (самостоятельное планирование дистанционного учебного сотрудничества, соотнесение собственных устремлений с интересами других участников, продуктивное взаимодействие, презентация результатов).
Об авторах
Наталья Герасимовна Недогреева
Саратовский государственный университет, Саратов
Автор, ответственный за переписку.
Email: nata-ned@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физика и методико-информационные технологии»
РоссияИрина Сергеевна Козлова
Саратовский государственный университет, Саратов
Email: irina.kozlova270@mail.ru
инженер кафедры «Физика и методико-информационные технологии»
РоссияСписок литературы
- РФ. Министерство образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.
- Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 1999. № 3. С. 90–96.
- Зинченко В.П. Вопросы педагогической компетентности. М.: Перспектива, 2008. 216 с.
- Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. М.: МИСИС, 2008. 24 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 84 с.
- Роджерс К. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. 392 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 27–34.
- Ширяева В.А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ. Саратов: Наука, 2009. 88 с.
- Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3–10.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
- Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования // Установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года–2009». М., 2009. С. 5.
- Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 3–6.