О МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современных условиях внедрения в школьную практику Федерального государственного образовательного стандарта актуальными становятся вопросы, связанные с достижением метапредметных результатов обучения. В статье представлено авторское видение сущности метапредметной компетентности учащихся, дано определение понятия, рассмотрена одна из возможностей ее формирования.

Понятие компетентности изложено с позиции психолого-педагогических исследований через характеристику личности, определяющую способность индивида организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели и его готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки в личностно значимой практической деятельности. Показано, что метапредметный подход является ядром российского образования и призван обеспечивать целостное образное восприятие мира. Метапредметная компетентность представлена как ключевая и рассмотрена как осуществление универсальных (надпредметных) учебных действий.

Под ее формированием понимается процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми для приобретения способности к самостоятельной деятельности, готовности применять знания и умения, осуществлять универсальные учебные действия. Он может реализовываться различными способами, в статье предлагается использование дистанционных образовательных технологий (сетевые проекты и олимпиады, дистанционные уроки, игровая внеучебная деятельность и пр.).

Выявлены компоненты метапредметной компетентности и их содержание: регулятивный (подготовка, планирование и разработка алгоритма деятельности, самоконтроль и оценка результатов), познавательный (осуществление поиска, извлечение и критическое осмысление информации, применение знаков и символов для ее систематизации), коммуникативный (самостоятельное планирование дистанционного учебного сотрудничества, соотнесение собственных устремлений с интересами других участников, продуктивное взаимодействие, презентация результатов).

Об авторах

Наталья Герасимовна Недогреева

Саратовский государственный университет, Саратов

Автор, ответственный за переписку.
Email: nata-ned@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физика и методико-информационные технологии»

Россия

Ирина Сергеевна Козлова

Саратовский государственный университет, Саратов

Email: irina.kozlova270@mail.ru

инженер кафедры «Физика и методико-информационные технологии»

Россия

Список литературы

  1. РФ. Министерство образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : утв. приказом № 1897 от 17 декабря 2010 г. URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/.
  2. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 1999. № 3. С. 90–96.
  3. Зинченко В.П. Вопросы педагогической компетентности. М.: Перспектива, 2008. 216 с.
  4. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке. М.: МИСИС, 2008. 24 с.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2002. 84 с.
  7. Роджерс К. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 478 с.
  8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. 392 с.
  9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
  10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 27–34.
  11. Ширяева В.А. Формирование универсальной ключевой компетентности средствами ТРИЗ. Саратов: Наука, 2009. 88 с.
  12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 2. С. 3–10.
  13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL: www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
  14. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». URL: mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
  15. Громыко Н.В., Половкова М.В. Метапредметный подход, как ядро российского образования // Установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года–2009». М., 2009. С. 5.
  16. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 3–6.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах