ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается духовно-нравственное сознание и воспитание учеников и студентов, анализируется эффективность воспитательного процесса школьного и вузовского обучения. Проблема духовно-нравственного сознания и воспитания в психологической науке занимает особое место, отражая конструктивную позицию человека в мире. Отсюда растущий интерес к данной проблеме в теоретических и эмпирических исследованиях. На развитие духовно-нравственного сознания у молодежи возлагаются большие надежды, так как оно сможет выступить основой развития и воспитания. Развитие духовно-нравственного сознания способствует изменению представлений об образовании. Образование является частью социализации личности, образование способствует организации общественной жизни учеников и студентов. Образование содержит в себе просвещение или популяризацию культуры, которое формирует высокий уровень избирательности в выборе и освоении предметов обучения. Воспитание является частью процесса обучения, которое определяется в этом случае как более углубленное изучение предмета. Усвоение общих знаний о мире и социальных нормах, обучение тому, как этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения является основополагающими частями мировоззрения. Это связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них духовных и нравственных потребностей. Воспитательный процесс в вузе рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих специалистов и влияет на их профессиональное сознание. Исследование, проводимое на факультете психологии в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, доказывает, что процесс воспитания и формирования духовно-нравственного сознания не заканчивается школьным обучением, а продолжается и остается важным на протяжении дальнейшего обучения молодежи. Исходя из данных, полученных при изучении воспитанности учащихся, можно сделать вывод, что большинство качеств учащихся, а именно самоотношение, отношение к искусству, природе, социальная активность, нравственность, социальная толерантность прогрессируют в процессе их обучения. У студентов 4 курса страдают такие личностные качества, как патриотизм, в то время как у студентов 1 курса менее развита адаптированность к условиям жизни. Решение последней проблемы можно найти в периодическом проведении лекций по патриотизму, а также различных внеучебных мероприятий, способствующих развитию этих качеств, а также тренингов по адаптированности у начальных курсов.

Об авторах

Евгения Леонидовна Чернышова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара

Автор, ответственный за переписку.
Email: Chernyshova_geni@bk.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая и социальная психология»

Россия

Список литературы

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  2. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М.: Высш. шк., 1991. 96 с.
  3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64 с.
  4. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск: Квалификация, 1992. 180 с.
  5. Рождественская Н.А. Как понять подростка. 2-е изд. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 20.
  6. Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова. М.: Молодая гвардия, 1992. 242 с.
  7. Шумская Л.И. Педагогическое обеспечение студенческого самоуправления // Педагогическое образование в классическом университете: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 12 окт. 2000 г. Ч. 1. Минск: БГУ, 2000. С. 189–192.
  8. Гришаев О.П. Система воспитательной и социальной работы // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 79–83.
  9. Сидорова И.А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 79–82.
  10. Чернышова Е.Л. Концепция воспитательной работы на факультете психологии. Самара: ПГСГА, 2012. 48 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах