ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются различные подходы к трактовке понятий «тревожность», одно из них – это «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги», и «тревога» как реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, которая представляет диффузный, генерализованный или беспричинный страх, связана с ожиданием неудач. Чувство тревоги проявляется с первых минут жизни, фиксируется и становится внутренним свойством человека. Характеристика тревожной личности включает следующие положения: личностно значимые ситуации или предстоящие угрозы переживаются ею с различной интенсивностью, пропорциональны степени угрозы или значимости причины переживания, сопровождаются изменениями в поведении, мобилизируют защитные механизмы личности. Выделены личностная тревожность, при которой человек склонен к постоянным переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, испытывает постоянное состояние безотчетного страха, и ситуативная тревожность, которая вызывается конкретной ситуацией, может играть положительную роль, выступать мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникших проблем. Обозначены психические функции тревоги, которые влияют на когнитивные, аффективные и поведенческие реакции личности. Качественный анализ результатов исследования тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления показал, что ситуативная тревожность проявляется у студентов в начале и в конце обучения, в середине обучения этот уровень снижается. Уровень личностной тревожности на начальном и средних курсах в норме, а к концу обучения в вузе этот уровень тревожности достаточно выражен.

Об авторах

Татьяна Михайловна Маслова

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан

Автор, ответственный за переписку.
Email: tat290807@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Психология»

Россия

Список литературы

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 111–117.
  2. Овчинникова О.В., Пунг Э.Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена // Психологические исследования. 2005. № 4. С. 112–119.
  3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 304 с.
  4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. С. 12–24.
  5. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л.: ЛенНИИ физической культуры, 1976. 40 с.
  6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс-Универс, 2004. 464 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах