МЕТАФОРА В ЗАГОЛОВКАХ СТАТЕЙ КАК ПРИЕМ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена метафоре как одному из приемов речевого воздействия в газетных заголовках. Заголовок статьи является сильной позицией текста, играет определяющую роль не только в понимании текста, но и формировании читательского мнения. Под речевым воздействием понимается воздействие адресанта на адресата (человека или группу лиц) с помощью устной или письменной речи с целью изменения его установок, поведения, мнений, оценок и т. п. Выделены два способа использования метафоры в газетных заглавиях: метафора как выразительное средство и текст статьи как развернутая метафора содержательной стороны заголовка. В первом случае, как правило, заголовок – это простое предложение или словосочетание, в котором некоторые слова претерпели процесс семантической деривации, а некоторые сохранили основное значение. В этом случае метафора представляет самостоятельную конструкцию, которая дополняет или трансформирует исходный смысл статьи. Во втором случае заголовок, состоящий из одного слова, приобретает метафорическое значение в свете содержания статьи. Читатель от слова с конкретным значением (которое он видит в заглавии) идет к тексту-метафоре, далее соотносит заглавие с конкретным событием и возвращается к заголовку-метафоре. Это некий вид игры, который приносит читателю эстетическое удовольствие, заставляет  мыслить. Цель заголовка в данном случае – обозначить, о чем идет речь в статье. Такие заглавия компактны, но по яркости и степени воздействия не уступают другим заглавиям. Примеры взяты из газет «Советская Россия» и «Звезда Поволжья». Журналисты этих изданий обращаются к острым общественным проблемам и придерживаются цели – изменение политических установок читателя.

Об авторах

Анастасия Рамиловна Афанасьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань

Автор, ответственный за переписку.
Email: nastya-kazan@yandex.ru

ассистент кафедры гуманитарных наук подготовительного факультета для иностранных учащихся

Россия

Список литературы

  1. Арнольд И.В. Значение сильной позиции для интерпретации художественного текста // Иностранные языки в школе. 1978. № 4. С. 23–24.
  2. Лютая А.А. Современный газетный заголовок: структура, семантика, прагматика : автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 21 с.
  3. Гуревич С.М. Номер газеты. М.: Аспект Пресс, 2002. 192 с.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.
  5. Прохорова К.В. Совокупный заголовочный текст как разновидность газетного текста : дис. … канд. филол. наук. СПб., 2001. 234 с.
  6. Мутовкин Л.А. Печатные СМИ. Ч. 1. Типология современной прессы. URL: www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_14.pdf.
  7. Толковый словарь русского языка. Т. 3 / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Мир книги, 2001. 671 с.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. 750 с.
  9. Словарь символов. URL: vslovare.ru/slovo/slovar-simvolov/rassvet/84095. Дата обращения: 24.06.2014.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах