ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
- Авторы: Епхиева М.К.1
-
Учреждения:
- Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 240-244
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/541
- ID: 541
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена анализу формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в образовательном пространстве вуза, взаимосвязи общечеловеческих и национально маркированных культурных ценностей, этнопедагогизации вуза, его гуманизации и гуманитаризации как основной и важной формы возрождения духовности.
В рамках данной статьи затрагивается вопрос о том, насколько важно для формирования полноценной личности приобщение к культурным традициям и ценностям своего народа, обобщается уже существующий педагогический опыт внедрения в образовательный процесс в вузе фундаментальных народных гуманистических идей и ценностей, говорится об актуальности и значимости внедрения в образовательный процесс в вузе этнокультурного компонента в связи с отрывом современной молодежи от культурных ценностей и традиций своих предков, что может грозить утратой национальной самоидентификации.
Решить данную проблему предлагается посредством внедрения в образовательный процесс идей и традиций, присущих конкретной культуре. Для этого необходимо повышать этнопедагогическую компетентность преподавателей в системе непрерывного образования. В условиях современного общества этнопедагогические идеи оказывают существенное влияние на формирование личности будущего педагога.
Наряду с этнокультурным компонентом в образовании рассматриваются такие явления, как гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса. Слияние этих компонентов призвано способствовать наиболее эффективному формированию духовно и нравственно развитой личности. Гуманизация и гуманитаризация дают возможность сформировать истинный поликультурный плюрализм. При этом гуманитаризация должна быть достаточно гибкой, чтобы учесть этнокультурный компонент.
Слияние гуманистических идей и гуманитарных ценностей с этническими концепциями в образовательном процессе рассматривается как наиболее оптимальный способ формирования духовно-нравственных ценностей у студентов высших образовательных учреждений.
Об авторах
Марина Константиновна Епхиева
Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Владикавказ
Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.ephiewa@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»
РоссияСписок литературы
- Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2008. 320 с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1988. 492 с.
- Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.