ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СУБЪЕКТА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Долгова В.И.1
-
Учреждения:
- Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 234-239
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/540
- ID: 540
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе раскрыт характер трансформации ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности в условиях его психолого-педагогического сопровождения. Для этого использована программа целевого психолого-педагогического взаимодействия в диаде «психолог-новатор» и психодиагностические методы исследования личности по методикам: «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкина); «Смысло-жизненные ориентации» в адаптации Д.А. Леонтьева; «Мотивация к успеху (Т. Элерс).
Организация деятельности психолога в рамках программы тренинговых занятий целевого психолого-педагогического взаимодействия строилась с учетом принципов гуманизма, конфиденциальности, компетентности, ответственности. Программа разработана для руководителей образовательных учреждений (30–45 лет), состав группы – 20 человек, занятия проводились 1 раз в неделю по 40–60 минут, всего 10 часов.
В структуре тренинговых занятий использовались разнообразные формы и методы работы, такие как дискуссия, работа в парах, работа в малых группах, психологическая игра, визуализация, ролевое проигрывание ситуаций, проективные методы диагностики эмоциональной сферы.
В результате удалось получить некоторые изменения установок испытуемых экспериментальной группы в сторону альтруизма, ориентации на денежное вознаграждение и ориентации на труд и свободу. Вдвое сократилось число руководителей, обладающих низким уровнем мотивации к успеху, увеличился средний умеренно высокий уровень проявления мотивации к успеху, слишком высокий – снизился. Изменилась устойчивость смысложизненных ориентаций руководителей (высокий и средний уровни стали проявляться чаще; низкий уровень стал проявляться реже). Для подтверждения достоверности различий проведена математическая обработка данных по Т-критерию Вилкоксона. Проведенное исследование подтвердило тенденцию изменения ценностных ориентаций субъекта инновационной деятельности.
Об авторах
Валентина Ивановна Долгова
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск
Автор, ответственный за переписку.
Email: 23a12@list.ru
доктор психологических наук, профессор, декан
РоссияСписок литературы
- Кочетова А.А. Исследование ценностных ориентаций педагогов в условиях инновационного развития общеобразовательного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 139. С. 105–113.
- Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Культурные и духовные потребности инновационного развития и ценностей студенческого возраста // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН. 2011. № 6-2. С. 355–363.
- Садыкова В.Л. Ценностные основания новых управленческих технологий в образовании // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 10. С. 135–141.
- Харрисон Л. Кто процветает: культурные ценности, формы экономического и политического успеха. М.: Новое изд-во, 2008. 300 с.
- Овчаренко Г.В. Управление социальными нововведениями в организациях // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-3. С. 62–64.
- Понукалин А.А. Социальная психология формирования инновационной личности // Юбилейный сборник Рос. психол. общества / под ред. Д.Б. Богоявленской, Ю.П. Зинченко. Т. 2. М.: МАКС Пресс, 2011. С. 189–191.
- Харгадон Э. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний. М.: Вильямс, 2007. 304 с.
- Шпагина Е.М. О результатах сравнительного анализа личностных характеристик лиц, имеющих полярные установки по отношению к внедрению инноваций в профессиональную деятельность органов внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 61–64.
- Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал. 2009. Вып. 32. С. 23–28.
- Друкер П. Ф. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 240 с.
- Дынич В.И. Формирование инновационного сознания: амбивалентный статус популяризации науки // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. № 9. С. 52–56.
- Инглехарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011. 464 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.
- Огородникова А.Ю. Формирование инновационного потенциала руководителей в системе образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 34–50.
- Пац М.В., Медведев В.А. Инновационность субъекта образования как одна из целей модернизации высшего профессионального образования // Дискуссия. 2014. № 5. С. 116–122.
- Скитович А.А., Суркова Е.Г. Психологический портрет молодого специалиста как субъекта инновационной деятельности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9. С. 150–158.
- Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11–17.
- Потемкина О.Ф. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере // Основы психологии / под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2002. С. 521–527.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.
- Розанова В.А. Психология управления. М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. 352 с.
- Битянова М.Р. Психология личностного роста. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 64 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Сметанова Ю.В. Психологообразовательное сопровождение инноваторов в условиях закрытых образовательных мероприятий // Психология обучения. 2011. № 11. С. 112–119.
- Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2003. 400 с.