ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Преподавание методологии технического творчества рассматривается в двух аспектах – компетентностном и методическом. В процессе обучения техническому творчеству, во-первых, у будущих инженеров формируется способность создавать новые технические решения и, во-вторых, обеспечивается более глубокая усвояемость материала профилирующих дисциплин образовательной программы.

В основе формирования творческой компетентности лежит умение выявлять и разрешать технические и физические противоречия и на этой базе разрабатывать прогрессивные технические решения в изучаемой области. Для выявления противоречий разработан специальный алгоритм. Противоречия разрешают с помощью известных методов. Наиболее эффективными для решения технических задач в области технологии машиностроения показали себя такие методы, как разделение противоречий во времени и в пространстве, вещественно-полевой анализ, в том числе на базе использования физических эффектов и явлений, эмпирические правила разрешения противоречий.

Методический аспект состоит в том, что изучение профилирующих дисциплин может проводиться на трех уровнях: информационном, когда технические решения даются в готовом виде, оптимизационном, когда в известных решениях оптимизируют параметры изучаемого объекта, и творческом, когда в процессе изучения материала создаются субъективно новые решения. Изучение материала на творческом уровне способствует выработке у студента самостоятельности мышления, что способствует более глубокому освоению материала.

При изучении профилирующих дисциплин указанные подходы применяются не обязательно в чистом виде. Практика показала, что наиболее интересные, продуманные и эффективные технические решения получаются сочетанием творческого и оптимизационного подходов, поскольку творческий подход позволяет получить принципиальное решение, а оптимизационный – спроектировать его конкретное исполнение, соответствующее заданным условиям, например, при курсовом и дипломном проектировании.

Цель статьи – показать, что обучение методологии технического творчества формирует у будущих инженеров способность создавать новые технические решения на уровне изобретений и способствует более глубокому усвоению студентами содержания профилирующих дисциплин.

Об авторах

Александр Владимирович Гордеев

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: shura_37@mail.ru

кандидат технических наук, доцент

Россия

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.
  2. Гордеев А.В. Основы технического творчества. Тольятти: ТГУ, 2008. 216 с.
  3. Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности и основы технического творчества. Ч. 3. Тольятти: ТПИ, 2001. 48 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах