ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- Авторы: Гордеев А.В.1
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 229-233
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/539
- ID: 539
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Преподавание методологии технического творчества рассматривается в двух аспектах – компетентностном и методическом. В процессе обучения техническому творчеству, во-первых, у будущих инженеров формируется способность создавать новые технические решения и, во-вторых, обеспечивается более глубокая усвояемость материала профилирующих дисциплин образовательной программы.
В основе формирования творческой компетентности лежит умение выявлять и разрешать технические и физические противоречия и на этой базе разрабатывать прогрессивные технические решения в изучаемой области. Для выявления противоречий разработан специальный алгоритм. Противоречия разрешают с помощью известных методов. Наиболее эффективными для решения технических задач в области технологии машиностроения показали себя такие методы, как разделение противоречий во времени и в пространстве, вещественно-полевой анализ, в том числе на базе использования физических эффектов и явлений, эмпирические правила разрешения противоречий.
Методический аспект состоит в том, что изучение профилирующих дисциплин может проводиться на трех уровнях: информационном, когда технические решения даются в готовом виде, оптимизационном, когда в известных решениях оптимизируют параметры изучаемого объекта, и творческом, когда в процессе изучения материала создаются субъективно новые решения. Изучение материала на творческом уровне способствует выработке у студента самостоятельности мышления, что способствует более глубокому освоению материала.
При изучении профилирующих дисциплин указанные подходы применяются не обязательно в чистом виде. Практика показала, что наиболее интересные, продуманные и эффективные технические решения получаются сочетанием творческого и оптимизационного подходов, поскольку творческий подход позволяет получить принципиальное решение, а оптимизационный – спроектировать его конкретное исполнение, соответствующее заданным условиям, например, при курсовом и дипломном проектировании.
Цель статьи – показать, что обучение методологии технического творчества формирует у будущих инженеров способность создавать новые технические решения на уровне изобретений и способствует более глубокому усвоению студентами содержания профилирующих дисциплин.
Об авторах
Александр Владимирович Гордеев
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: shura_37@mail.ru
кандидат технических наук, доцент
РоссияСписок литературы
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.
- Гордеев А.В. Основы технического творчества. Тольятти: ТГУ, 2008. 216 с.
- Казаков Ю.В. Защита интеллектуальной собственности и основы технического творчества. Ч. 3. Тольятти: ТПИ, 2001. 48 с.