ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
- Авторы: Глузман Н.А.1, Неженская Т.В.1
-
Учреждения:
- Евпаторийский институт социальных наук, филиал Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского, Евпатория
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 218-224
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/537
- ID: 537
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены теоретические аспекты использования задачного подхода в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. Проанализированы характерные особенности различных видов учебных педагогических задач высшей школы. В качестве исследовательской цели авторами была определена попытка оценить систему педагогических задач как дидактическое средство формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Выделена таксономия целей с точки зрения знаний, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки. Раскрыто авторское понятие «система педагогических задач». Комплекс системы задач подразделяется на группы задач: аналитические, конструктивные, контрольно-оценочные. Организация познавательной деятельности студентов, формирование стимулов к педагогическому творчеству, постепенное профессионально-интеллектуальное усложнение педагогических задач, организационно-методический аспект овладения педагогической деятельностью в начальной школе, организационно-методический аспект модульного обучения выступают как стороны проектирования системы педагогических задач. Уточнены виды педагогических задач, направленных на формирование профессиональных умений (информационно-текстовые, операционно-практические, проективно-моделирующие, проблемно-эвристические), и их взаимосвязь с видами педагогических задач с точки зрения решающего студента и видами педагогических задач с точки зрения проектирующего преподавателя. Единство системы педагогических задач подчеркивается целостностью, иерархичностью и структурированностью. На основе проведенного исследования выделены концептуальные положения системы педагогических задач как средства формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов, формулируются основные компоненты, принципы и система реализации педагогической задачи. Показана ее роль в формировании профессиональных умений у студентов направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование».
Об авторах
Неля Анатольевна Глузман
Евпаторийский институт социальных наук, филиал Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского, Евпатория
Автор, ответственный за переписку.
Email: gluzman_n@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Методики начального и дошкольного образования»
РоссияТатьяна Викторовна Неженская
Евпаторийский институт социальных наук, филиал Крымского Федерального университета им. В.И. Вернадского, Евпатория
Email: Taniafeo@meta.ua
ассистент кафедры «Методики начального и дошкольного образования»
РоссияСписок литературы
- Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1974. 130 с.
- Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2003. 304 с.
- Нор К.Ф. Використання групових форм навчання студентів університету на заняттях педагогічного циклу // Наукові праці. Сер. : Педагогічні науки. 2002. Вип. 7. С. 98–101.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives : The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. N.Y.: David McKay Co, 1956. 204 р.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.: Роспедагенство, 1994. 48 с.
- Anderson L., Krathwohl D. A Taxonomy for Learning, Teaching and Assessin: A revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives. N.Y.: Longman, 2001. 187 р.
- Дементиевская Н.П., Морзе Н.В. Компютерні технології для розвитку учнів та вчителів // Iнформацiйнi технологiï i засоби навчання: зб. наук. праць. Киев, 2005. 272 с.
- Фрумкин М.Л. Учебно-познавательные задачи в профессионально-педагогической подготовке учителя // Советская педагогика. 1981. № 1. С. 83–87.
- Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 272 с.
- Глузман Н.А. Методико-математична компетентність майбутніх учителів початкових класів. Киев: ВИЩА ШКОЛА–ХХІ, 2010. 407 с.
- Євсєєва О.В. Система навчальних завдань як засіб формування вмінь пізнавальної діяльності у студентів природничих факультетів : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2006. 21 с.
- Коваль Л.В. Професійна підготовка майбутніх учителів початкової школи: технологічна складова. Донецьк: Юго-Восток, 2009. 375 с.
- Полякова О.М. Формування творчої активності майбутніх учителів у процесі розв'язання педагогічних задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Харьков, 1999. 18 с.
- Гусак П.М. Підготовка учителя: технологічні аспекти. Луцьк: Вежа, 1999. 278 с.
- Фурман А.В. Теорія навчальних проблемних ситуацій: психолого-дидактичний аспект. Тернопіль: Астон, 2007. 164 с.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. 207 с.
- Фридман Л.М. Основы проблемологии. М.: СИНТЕГ, 2001. 226 с.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. 225 с.