СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению социально-психологических и духовно-нравственных аспектов развития творческой личности. Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы. Важным аспектом в развитии творческой личности является духовно-нравственная составляющая. Понимание сущности рассмотренных понятий «духовность», «нравственность», «креативность» имеет практическую направленность, так как позволяет осмысленно организовать процесс творческого развития личности. Автором обоснована теоретическая модель-триада структуры творчества, включающая направленность, творческое мышление и совокупность творческих способностей. Сила мотивации к творчеству, мера выраженности способностей, обеспечивающих успешность в творческой деятельности по инициативе самого субъекта деятельности, адекватность творческого вербального и невербального продукта – основные критерии уровня развития креативности. Творчество определяется условием развития личности, а вершиной личностного становления является жизнь по законам нравственности.

В статье рассмотрен комплекс условий развития творческой личности с учетом духовно-нравственной составляющей. Первая группа условий связана с субъектами развития и саморазвития. Вторая группа условий раскрывает особенности организации творческой деятельности: направленность на творческое развитие, организация творческого пространства, содержательное и технологическое обеспечение. Третья группа условий отражает социальную, включая семейную, ситуацию, т. е. влияние окружения на развитие творческой личности.

В экспериментальном исследовании была реализована программа развития творческой личности и апробирована авторская методика «Индивидуальный профиль творческой личности». Исследование подтвердило возможность специального воздействия на подростка в учебно-познавательной деятельности с целью взаимосвязанного формирования у него креативности и развития духовно-нравственного потенциала.

Об авторах

Надежда Вячеславовна Бибикова

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

Автор, ответственный за переписку.
Email: nv95@rambler.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальная работа»

Россия

Список литературы

  1. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 48–57.
  2. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008. № 9. С. 25–33.
  3. Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности. М.: Прометей, 2012. 127 с.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПБ.: Питер, 2000. 368 с.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. 320 с.
  7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. 232 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 1991. 216 с.
  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
  10. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
  11. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 1998. 512 с.
  12. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. 136 с.
  13. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве – искусство творчества. М.: Наука, 2000. С. 186–198.
  14. Плохова И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект // Казанский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 178–183.
  15. Макаров Д.В. Традиционные духовно-нравственные аспекты формирования экологической культур // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-5. С. 1188–1191.
  16. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст «развитие». Ульяновск: УлГПУ, 2004. 194 с.
  17. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2000. 10 с.
  18. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21–25.
  19. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. 256 с.
  20. Гринева Е.А., Давлетшина Л.Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 249.
  21. Бибикова Н.В. Моделирование процесса развития креативности личности // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 4. С. 30–33.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах