ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОСТАВА ПОЕЗДА
- Авторы: Сиразетдинова А.Д.1, Золотарев С.А.1
-
Учреждения:
- Красноярский институт железнодорожного транспорта, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, Красноярск
- Выпуск: № 1 (2015)
- Страницы: 29-35
- Раздел: Технические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/502
- ID: 502
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается возможность сокращения эксплуатационных затрат путей необщего пользования на переработку вагонопотока за счет разработки системы поддержки принятия решений оперативным персоналом при формировании состава поезда вагонами различных операторов и предложена методика выбора данных операторов. Также были проанализированы маршруты движения вагонов по путям необщего пользования, порядка шестьсот пятнадцати тысяч вагонов, выявлены закономерности и факторы, оказывающие влияние на основные экономические показатели и стоимость переработки вагонопотока на путях необщего пользования.
Авторами предложено оценивать операторов подвижного состава для формирования состава поезда на путях необщего пользования по трем основным показателям: стоимость, скорость, качество. Для каждого показателя определены количественные и качественные факторы, оказывающие влияние на их изменения, также составлены матрицы попарных сравнений и определены нормализованные векторы приоритетов матриц для данных показателей. Учет влияния данных факторов в разработанной модели выбора операторов подвижного состава для путей необщего пользования производился с использованием теории нечетких множеств. Для каждого фактора были определены его возможные значения, построены функции принадлежности, отражающие степень предпочтения данных факторов.
Для дальнейшего решения поставленной задачи – формирования состава поезда на путях необщего пользования вагонами различных операторов – предлагается разработать программный продукт, который будет просчитывать увеличение или уменьшение эксплуатационных затрат в зависимости от показателей операторов подвижного состава в текущий момент времени. Данный продукт должен помочь диспетчерскому аппарату определять количество и наименование операторов подвижного состава для каждого поезда за приемлемое время.
Об авторах
Альфия Данисовна Сиразетдинова
Красноярский институт железнодорожного транспорта, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, Красноярск
Автор, ответственный за переписку.
Email: sirazetdinova_ad@krsk.irgups.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация железных дорог»
РоссияСергей Андреевич Золотарев
Красноярский институт железнодорожного транспорта, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, Красноярск
Email: zolotarev_sa@krsk.irgups.ru
инженер отдела телекоммуникаций, аспирант кафедры «Математические и естественнонаучные дисциплины»
РоссияСписок литературы
- Собственники подвижного состава. URL: yuzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4111 (дата обращения: 29.08.2014).
- Бугаев А.В. Выбор оптимальных методов организации работы промышленных транспортных систем : дис. … канд. техн. наук. М., 1984. 234 с.
- Журавин С.Г. Взаимодействие производственных подразделений и промышленного железнодорожного транспорта в условиях интенсификации : дис. … канд. техн. наук. М., 1987. 268 с.
- Козлов П.А. Динамические резервы адаптивных промышленных транспортных систем // Сб. научн. тр. / Моск. ин-т инж. ж.-д. трансп. Вып. 718. М., 1983. С. 26–38.
- Новые формы транспортного обслуживания промышленных предприятий // Тр. ВНИИЖТа. Вып. 281. М.: Транспорт, 1964. 102 с.
- Платонов А.Н. Повышение качества транспортного обслуживания предприятий при расширении границ взаимодействия магистрального и промышленного транспорта // Транссиб-100 : сборник тезисов докладов научно-технической конференции. Новосибирск, 1991. С. 71–72.
- Сотников Е.А., Шенфельд К.П. Неравномерность грузовых перевозок в современных условиях и ее влияние на потребную пропускную способность участков // Вестник научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. 2011. № 5. С. 3–9.
- Трофимов С.В. Выбор оптимальных методов оперативного управления работой промышленного железнодорожного транспорта : дис. … канд. техн. наук. М., 1990. 194 с.
- Золотарев С.А. Необходимость изучения законов распределения оборота вагонов на путях необщего пользования // Сборник научных трудов SWorld. 2013. Т. 2. № 4. С. 8–13.
- Фуфачева М.В., Сиразетдинова А.Д. Методика выбора собственника подвижного состава для эффективной работы с вагонопотоками путей необщего пользования // Научно-технический вестник Поволжья. 2012. № 6. С. 413–416.
- Сиразетдинова А.Д. Методика управления вагонопотоками на путях необщего пользования, учитывающая оперативную загруженность станций : дис. ... канд. техн. наук. Екатеринбург, 2010. 122 с.
- Недосекин А.О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансами // Аудит и финансовый анализ. 2000. № 2. С. 26–37.
- Сиразетдинова А.Д., Пыталева О.А. Применение теории нечетких множеств для определения степени загруженности элементов транспортной сети //Автотранспортное предприятие. 2009. Вып. 11. С. 54–55.
- Малышев И.А. Разработка интеллектуальной системы поддержки принятия экономических решений на основе методов теории нечетких множеств : дис. … канд. экон. наук. Волгоград, 2006. 156 с.
- Огурцов А.Н., Староверова Н.А. Алгоритм повышения согласованности экспертных оценок в методе анализа иерархий // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2013. № 5. С. 81–84.
- Орлов А.И. Теория принятия решений. М.: Март, 2004. 567 с.
- Нормализованный вектор // Осовский С. Нейронные сети для обработки информации. М., 2002. С. 229.
- Рыжаков В.В., Рыжаков М.В. Функции принадлежности элементов нечетких множеств на универсальных шкалах, адаптированных различными функциями отображения // Оборонный комплекс – научно-техническому прогрессу России. 2009. № 3. С. 93–97.
- Каид В.А. Методы построения функций принадлежности нечетких множеств // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013. № 2. С. 144–153.
- Саати Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.