ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Известный подход к решению технических задач путем разрешения противоречий за счет применения эмпирических приемов достаточно громоздок, что затрудняет его освоение в рамках учебного процесса. Целью работы является разработка такой системы эмпирических приемов, которая бы позволяла изучать ее в рамках образовательной программы подготовки инженера без существенного снижения ее эффективности. В рамках реализации этой цели проанализированы известные системы эмпирических приемов решения технических задач применительно к области техники «Технология машиностроения» и сделана попытка сократить число приемов без потери их эффективности за счет их специализации, а также за счет объединения известных приемов. Предлагаемый подход позволяет освоить метод эмпирических приемов в рамках учебного процесса.

В результате сформирован перечень эмпирических приемов и подприемов решения технических задач в области технологии машиностроения, включающий 10 приемов: разделение – объединение (разделение объекта, разделение функций, оптимизация, матрешка), упругость (упругий элемент, надувной элемент), наоборот (противоположное положение, противоположное действие, предварительное действие, асимметрия), криволинейность (криволинейный элемент, вращение, качение), динамичность (подвижность, адаптивность, прерывистость), аналогия (копия объекта, технический аналог, природный аналог), вред в пользу (использование, усиление, сложение, дешевая недолговечность, отходы), состояние (агрегатное состояние, консистенция, пористость, неоднородность), посредник (видоизмененный объект, третий объект), физические поля (поле, сочетание полей, физические эффекты).

Приведены примеры применения эмпирических приемов и подприемов при решении задач технологии машиностроения.

Предлагаемая система эмпирических приемов позволяет изучить их на занятиях по техническому творчеству в рамках отведенного учебным планом времени и применять как при решении учебных задач дисциплины «Технология машиностроения», курсовом и дипломном проектировании, так и в дальнейшей инженерной практике.

Об авторах

Александр Владимирович Гордеев

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: shura_37@mail.ru

кандидат технических наук, доцент

Россия

Дарья Львовна Бородынкина

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Email: reshetnikovadaria@gmail.com

магистрант

Россия

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. 296 с.
  2. Методы поиска новых технических решений / под ред. А.И. Половинкина. Йошкар Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. 192 с.
  3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 176 с.
  4. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск: Карелия, 1980. 224 с.
  5. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988. 368 с.
  6. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Поиск новых идей. От озарения к технологии. Кишинёв: Картя Молдавеняска, 1989. 382 с.
  7. Пигаров Г.С., Таран Ю.Н., Бельгольский Б.П. Интенсификация инженерного творчества. М.: Профиздат, 1989. 192 с.
  8. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990. 240 с.
  9. Амиров Ю.Д. Основы конструирования. М.: Изд-во Стандартов, 1991. 392 с.
  10. Степанов Ю.С., Щукин А.Е. Методы поискового конструирования технологической оснастки. Орел: Орловский филиал Московского института приборостроения, 1993. 146 с.
  11. Яновский Б.Г., Гордеев А.В. Учить творчеству // Школа и производство. 1999. № 3. С. 22–32.
  12. Лихолетов В.В. Технология творчества: теоретические основы моделирования. Челябинск: ЮУрГУ, 2001. 288 с.
  13. Гордеев А.В. Применение эвристических приёмов в техническом творчестве // Школа и производство. 2002. № 2. С. 12–18.
  14. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986. 326 с.
  15. Пигаров Г.С. Креатология и интеллектуальные технологии инновационного развития. Днепропетровск: Пороги, 2003. 502 с.
  16. Войтов А.Г. Самоучитель мышления. М.: Дашков и К, 2005. 408 с.
  17. Гордеев А.В. Обучение методологии технического творчества – путь подготовки современного специалиста // Известия Тульского государственного университета. Серия: Машиноведение. 2005. № 2. С. 262–266.
  18. Гордеев А.В. Основы технического творчества. Тольятти: ТГУ, 2008. 216 с.
  19. Гордеев А.В. Усиление творческой составляющей подготовки инженера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 3. С. 71–80.
  20. Казаков Ю.В. Методы решения изобретательских задач. Тольятти: ТГУ, 2010. 161 с.
  21. Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 2000. 126 с.
  22. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. 440 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах