ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Авторы: Тараносова Г.Н.1, Решетникова Е.А.2
-
Учреждения:
- Тольяттинский государственный университет, Тольятти
- ГБОУ лицей с. Хрящевка, Хрящевка
- Выпуск: № 2-1 (2015)
- Страницы: 211-215
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/467
- ID: 467
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель статьи – определение доминантных ценностных ориентиров учащихся и методических путей их формирования в условиях Нового времени – времени модерна, переживающего ныне кризис человека. Причина кризиса объясняется технологическим подходом к человеку, способствующим созданию идеологии прагматизма, потере человеком смысла и цели жизни, что приводит к потере и самого человека как ценности и к тому, что в образовании все более совершается подмена содержательного на формальное, сути – на симулякры, за знаниями фактов, подробностей не проглядывается духовное ядро явления. Углубление кризиса видится и за счет интернет-революции, разрушающей иерархическую систему знаний.
Задачи, реализующие цель работы, связаны с обоснованием и разработкой следующих педагогических условий для актуализации в учебной работе над художественным текстом ценностных ориентиров учащихся: создание их особого настроя на воспринимаемое, эмоционального проживания, сакрального погружения; определение духовной идеи изучаемого произведения при ее понимании как основы нравственности и достоинства, а духовности – как осознания происходящего в контексте вечности и культуры, в контексте своей жизни в целом; акцентирование иррациональной составляющей изучаемого, влияющей на такие важные стороны восприятия мира, как нравственная, эстетическая, ценностная, правовая, моральная оценка происходящего, нравственная мотивация поступков; преодоление виртуального пространства для сохранения своей идентичности; приобретение знания критериев, позволяющих отличать классическую литературу от массовой; освоение писательского варианта смысла жизни и образа его речи в целом; исследование ментальных образований, отсылающих к высшим ценностям.
Научная новизна работы заключается в обозначенном комплексе педагогических условий. Опытно-экспериментальное обучение, подтвердившее высокую результативность актуализации ценностных ориентиров учащихся в предложенном варианте, проведено в ГБОУ лицея с. Хрящевка, Ставропольского района, Самарской области на примере изучения русских народных сказок.
Об авторах
Галина Николаевна Тараносова
Тольяттинский государственный университет, Тольятти
Автор, ответственный за переписку.
Email: taranosova@mail.ru
доктор педагогических наук, профессор
РоссияЕвгения Александровна Решетникова
ГБОУ лицей с. Хрящевка, Хрящевка
Email: gaconia@yandex.ru
учитель высшей категории
РоссияСписок литературы
- Бычков В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004. 556 с.
- Рейтблат А. Русский извод массовой литературы: непрочитанная страница // Новое литературное обозрение. 2006. № 77. С. 405–411.
- Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 35–44.
- Бездухов В.П., Кулюткин, Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Педагогическое общество России, 2002. 216 с.
- Бездухов В.П., Безрукова В.С. Педагогика. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 381 с.
- Беспалько В.П. Персонализированное образование (теория) // Школьные технологии. 2007. № 4. С. 40–55.
- Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
- Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. М.: Академия, 2012. 256 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2013. 240 с.
- Педагогика / под ред. А.П. Тряпициной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.
- Минтруд РФ. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утв. приказом № 544 от 18.10.2013.
- Степин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики, 2008. 383 с.
- Тряпицина А.П. Инновации в образовании как ответ на вызовы времени // Информационный бюллетень УМО по направлениям педагогического образования. 2006. № 2. С. 35–39.
- РФ. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 256 с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Изд. 2-е. М.: Академический проспект, 2001. 990 с.
- Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М.: Академия, 2006. 432 с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011. 444 с.
- Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Academia, 1998. 430 с.