МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
- Авторы: Опфер Е.А.1
-
Учреждения:
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
- Выпуск: № 2-1 (2015)
- Страницы: 190-195
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/464
- ID: 464
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлена модель управления качеством образовательного процесса в вузе, системообразующим элементом которой является учет требований работодателей к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Работодатели рассматриваются автором статьи как активная заинтересованная сторона вуза, запросы и потребности которой учитываются на всех этапах управленческого цикла. Сформулированы основные теоретические положения, составляющие основу построения модели: теория управления качеством высшего образования на основе мониторинга (Е.И. Сахарчук, М.Ю. Чандра и др.), теория всеобщего управления качеством (Total Quality Management), модель всеобщего контроля качества (Total Quality Control). При построении модели также учтены шаги управленческого цикла Шухарта-Деминга: планируй (Plan) – делай (Do) – проверяй (Check) – корректируй (Act), что позволяет за счет цикличности реализации этапов обеспечить целостность управления качеством образовательного процесса.
Авторская модель включает в себя три этапа: этап разработки модели качественного образовательного процесса, этап реализации качественного образовательного процесса и этап совершенствования качества образовательного процесса. В статье представлено описание каждого этапа, в том числе содержание функций работодателей, которые они реализуют на каждом этапе управленческого цикла: прогностическая, преобразующая и экспертная и формы взаимодействия сферы труда и вузов.
Особое внимание уделено вопросам мониторинга требований работодателей, который представлен как неотъемлемый элемент системы управления качеством образовательного процесса в вузе, имплицитно реализуемый на каждом этапе. Также обоснованы критерии для разработки диагностического инструментария мониторинга, позволяющего выявлять мнение заинтересованных сторон о качестве всех компонентов образовательного процесса: цели, технологий и содержания.
Ключевые слова
Об авторах
Евгения Анатольевна Опфер
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград
Автор, ответственный за переписку.
Email: eug.opfer@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика»
РоссияСписок литературы
- Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. М.: Логос, 2013. 364 с.
- Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Рос. новый ун-т, 2002. 128 с.
- Разъяснения Болонской декларации в европейском пространстве высшего образования // Болонский процесс в России. URL: bologna.ntf.ru.
- РФ. Минобрнауки. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» : приказ № 788 от 22.12.2009.
- Грубова Ю.В. Совершенствование управления требованиями заинтересованных сторон в системе менеджмента качества вуза : дис. ... канд. эконом. наук. Иваново, 2011. 222 с.
- Солодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон : автореф. дис. … докт. эконом. наук. М., 2011. 28 с.
- Савенкова Ю.С. Повышение конкурентоспособности вуза на основе формирования и реализации программы лояльности : дис. … канд. эконом. наук. Пенза, 2009. 216 с.
- Сахарчук Е.И. Принципы управления качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный контекст // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 1. С. 65–69.
- Трапицын С.Ю. Теоретические основы управления качеством образовательного процесса в военном вузе : дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2000. 416 с.
- Чандра М.Ю. Системный мониторинг как средство управления качеством образовательного процесса в вузе : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2008. 157 с.
- Трубина И.И. Системный мониторинг качества образования как информационная основа управления общеобразовательным учреждением : дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 239 с.
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. 471 с.
- Дымарская О.Я. Направления взаимодействия вузов и работодателей в представлениях заинтересованных сторон: итоговые результаты проекта. М.: Социальное действие, 2009. 51 с.
- Зарубин В.Г. Работодатели и университетское сообщество: на пути к стратегическому партнерству // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 7. С. 64–67.
- Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37–46.
- Черемисина Е.В. Социальное взаимодействие вузов с государственными структурами и работодателями в процессе управления качеством образования : автореф. дис. … канд. социолог. наук. Тюмень, 2009. 24 с.
- Пульбере А.И. Система мониторинга как средство управления качеством непрерывного технического образования : дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д., 2006. 383 с.
- Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. 3-е изд. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 95 с.
- Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации в процессе мониторинга качества образования. СПб.: ИЦПКПС, 2000. 49 с.
- Опфер Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе : дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 221 с.