ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВУЗА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Растущее число иностранных студентов в вузах по всему миру формирует новые требования к профессиональной подготовке научно-педагогических работников. Преподавательский состав сталкивается с новыми проблемами, связанными с различиями в понимании социальной позиции преподавателя и студента в различных культурах; уместностью (применимостью) содержания учебных курсов; особенностями познавательных способностей студентов; различными моделями взаимодействия «студент – преподаватель» и «студент – студент» в различных культурных контекстах. Для решения данных проблем требуется профессиональная готовность научно-педагогических работников к интернационализации вуза. Данная статья изучает требования к научно-педагогическим работникам, предъявляемые для профессиональной деятельности в международных студенческих группах. В качестве основных существенных направлений внутренней интернационализации с позиции научно-педагогических работников выделяются: воздействие культурного разнообразия, интернационализация образовательных программ и учебных планов и выявление особенностей преподавания и обучения в межкультурной среде. Изучаются особенности формирования правильного восприятия и понимание других культур; развития способности общаться и взаимодействовать с людьми с разным культурным и образовательным опытом как обязательные условия преподавания и обучения в межкультурной среде. Описываются знания, навыки, характерное отношение у преподавателей и студентов к процессу обучения, а также требования к разработке программ интернационализации университетов, направленные на формирование осведомленности руководителей вузов о конкретных качествах и навыках, необходимых для работы в интернациональной академической среде, для использования при идентификации значимых различий, связанных с отбором персонала и организации при повышении квалификации действующих сотрудников, на формирование у студентов дополнительной ценности обучения в межкультурных условиях.

Об авторах

Антон Игоревич Кутузов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: Ant.kutuzov@gmail.com

директор центра маркетинга образовательных услуг и привлечения абитуриентов

Россия

Список литературы

  1. Кутузов А.И. Теоретико-методологические подходы к институциональной интернационализации высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 684.
  2. Мыльникова С.А. Подготовка преподавателей вуза к межкультурной коммуникации в сфере образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2014. № 3. С. 118–120.
  3. Otten M. Impacts of cultural diversity at home // Crowther P. et al. Internationalisation at Home: A Position Paper. Amsterdam: European Association for International Education, 2000. P. 15–20.
  4. Hofstede G. Cultural differences in learning and teaching // International Journal of Intercultural Relations. 1986. Vol. 10. P. 301–320.
  5. Трофимова Е.Л. Формирование готовности к межкультурному сотрудничеству у студентов в процессе обучения и воспитания в вузе // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 129–139.
  6. Галкина Е.А. Разработка и обоснование концепции эффективного регионального педагогического вуза // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-5. С. 27–29.
  7. Nilsson B. Internationalising the curriculum // Crowther P. et al. Internationalisation at Home: A Position Paper. Amsterdam: European Association for International Education, 2000. P. 21.
  8. Teekens H. Teaching and learning in the international classroom // Crowther P. et al. Internationalisation at Home: A Position Paper. Amsterdam: European Association for International Education, 2000. P. 29.
  9. Van der Wende M. Internationalizing the curriculum in higher education: Report on a OECD/CERI study // Tertiary education and management. 1996. Vol. 2. № 2. P. 186.
  10. Майкл С.О. Международная аккредитация: насколько достижима цель? // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 39–57.
  11. Кутузов А.И., Мирзоев Э.Д. Проблемы формирования организационно-экономической модели российских университетов с учетом задач повышения международной конкурентоспособности // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 1. С. 45–67.
  12. Коршунов Л., Хомутов О., Никонов Н., Никонова Е. Университетское международное сотрудничество: процесс интернационализации в мире и на региональном уровне. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. 240 с.
  13. Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 2. С. 138–142.
  14. Денисова О.П. Система мотивации профессорско-преподавательского состава как показатель качества образования в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2. С. 179–184.
  15. Денисова О.П. Оценка деятельности образовательной организации на основе аналитического подхода // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 78–83.
  16. Otten M. Intercultural learning and diversity in higher education // Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. № 1. P. 12–26.
  17. Jong H., Teekens H. The case of the University of Twente: Internationalisation as education policy // Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. № 1. P. 41–51.
  18. Ippolito K. Promoting intercultural learning in a multicultural university: ideals and realities // Teaching in Higher Education. 2007. Vol. 12. № 5-6. P. 749–763.
  19. Dunstan P. Cultural diversity for life: A case study from Australia // Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. № 1. P. 64–76.
  20. Teekens H. The requirement to develop specific skills for teaching in an intercultural setting // Journal of studies in international education. 2003. Vol. 7. № 1. P. 108–119.
  21. Sanderson G. A Foundation for the Internationalisation of the Academic Self // Journal of Studies in International Education. 2008. № 12. P. 276–307.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах