ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования языковой компетентности в области ведения и представления результатов  научно-исследовательской работы студентов высших образовательных учреждений. Говорится об актуальности повышения уровня языковой подготовки учащихся вузов (речь идет в основном о студентах нефилологических специальностей), а также обосновывается необходимость принятия мер по формированию языковой компетентности студентов в рамках научного функционального стиля русского языка на разных этапах образовательного процесса – от бакалавриата до аспирантуры, в первую очередь тем, что получение высшего профессионального образования неизбежно сопровождается самостоятельной научно-исследовательской деятельностью (написанием рефератов, курсовых, дипломных работ, научных статей и т. д.). Описывается зависимость качества представления результатов научно-исследовательской работы студентов от их компетентности в области владения письменной речью и языковыми особенностями научного стиля. Проводится параллель между уровнем развития у учащихся языковой компетентности в области научно-исследовательской деятельности и уровнем формирования научного мышления в целом. Дается определение таким понятиям, как «языковая компетенция», «языковая компетентность» и «текстовая компетентность». Проводится обзор литературы, посвященной формированию научно-исследовательской и языковой компетентности. Предлагается решение проблемы формирования языковой (текстовой) компетентности студентов вузов в сфере научно-исследовательской деятельности, которое видится в первую очередь в возможности разработки и внедрения в образовательный процесс интегрированного курса «Научно-исследовательская работа студентов», в основу которого будут положены изучение основ научного текста, а также выработка практических навыков и умений по созданию текстов различных жанров научного стиля русского языка. 

Об авторах

Елена Юрьевна Жданова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: celena111@yandex.ru

ведущий специалист Центра научных журналов

Россия

Список литературы

  1. Алексеева Л.Ф. Системный подход в изучении и оценке компетентности специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 131–134.
  2. Баймухамбетова Б.Ш. Моделирование процесса формирования готовности магистрантов к исследовательской деятельности // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5–6. С. 60–65.
  3. Калачикова О.Н. Формирование исследовательских компетенций студентов в вузе: потенциал программы образовательного сопровождения курсовых и дипломных работ // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 196–205.
  4. Комиссарова С.А. Формирование исследовательской компетентности магистрантов в рамках дисциплины по выбору (на примере курса по выбору «Организация научно-исследовательской работы в образовательном учреждении») // Грани познания. 2012. № 5. С. 52–56.
  5. Лопаткин В.М., Калачев Г.А., Куликова Л.Г., Бокова О.А. Формирование научно-исследовательских компетенций у студентов и аспирантов в системе учебно-научно-педагогического комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2. С. 248–251.
  6. Липатова В.Ю. Формирование профессиональных исследовательских компетенций магистрантов с использованием междисциплинарных подходов // Проблемы современного образования. 2013. № 1. С. 119–125.
  7. Михайлова Е.Н. Исследовательская компетентность как цель и ресурс профессионального саморазвития педагога в концепции праксеологического подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 5–8.
  8. Михелькевич В.Н., Костылева И.Б. Педагогическая система формирования у студентов профессиональных научно-исследовательских компетенций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 3-2. С. 352–355.
  9. Степанченко О.М. Уровень сформированности исследовательской компетентности магистрантов первого курса // Известия Алтайского государственного университета. 2012. Т. 2. № 2-2. С. 37–39.
  10. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Интеграция образования. 2012. № 1. С. 14–18.
  11. Глухов В., Ковшиков В. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ, 2007. 318 с.
  12. Болотов В.А., Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  13. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. научных трудов. М.: ИНЭК, 2007. С. 12–33.
  14. Ракитина О.В. Научно-исследовательские компетенции магистров по направлению «Педагогика» // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 4. С. 76–81.
  15. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 129 с.
  16. Найденова И.Н. Теория и практика формирования языковой компетентности у студентов университета // Альянс наук: ученый – ученому: сб. трудов VI Международной научно-практ. Интернет-конф. URL: www.confcontact.com/20110225/pe6_najden.php.
  17. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. М.: Дрофа, 2008. 431 с.
  18. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33–44.
  19. Дружинина М.В. Формирование языковой образовательной политики университета как фактора обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов. Архангельск: Поморский университет, 2007. 470 с.
  20. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах