СПОСОБНОСТЬ ОСОЗНАВАТЬ ЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ ОБ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Авторы: Галеева Е.В.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет, Иркутск
- Выпуск: № 2-1 (2015)
- Страницы: 151-153
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/457
- ID: 457
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье исследованы научные позиции в контексте психолого-педагогических исследований, в которых трактуется способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциональном состоянии у детей дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Задаются основные позиции и условия формирования лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставится проблема изучения закономерностей приобретения этих значений, механизмов их развития. Определены характеристики, составляющие психологическую структуру слова, его семантическое строение. В статье рассматриваются вопросы, определяющие место и роль эмоциональных процессов в смысловых образованиях ребенка, осознание которых происходит в форме обозначений, являющихся результатом вербальной деятельности. В связи с этим автор подчеркивает влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. В результате исследования сделан вывод о том, что эмоции, а соответственно, и словарь эмоций детей дошкольного возраста развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Отмечается, что структурные компоненты деятельности оказывают непосредственное влияние на возникновение переживаний дошкольника, определяют мотивы и цели, формирующие эмоциональные представления. Сделаны выводы о том, что формирование вербализации связано с усвоением слова только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначаемых.
Об авторах
Елена Владимировна Галеева
Иркутский государственный университет, Иркутск
Автор, ответственный за переписку.
Email: galeeva.len@yandex.ru
старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования»
РоссияСписок литературы
- Якобсон П.М. Чувства: их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976. 64 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2004. 361 с.
- Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка // Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 258–259.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 2009. 307 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Знание, 1998. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности. М.: Наука, 1984. 141 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Педагогика, 1993. 471 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 116 с.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. 184 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистический аспект языкового значения // Принципы и методы семантических исследований. М.: Наука, 1976. С. 46–72.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1992. 176 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. СПб.: Питер, 2000. 685 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. 385 с.
- Galeeva E.V., Galkina I.A. Psychological and psycholinguistic basis of verbal designation of the emotions in children of preschool age // Innovations in education. Vol. 2. Vienna: East West, 2014. P. 3–13.
- Хризман Т.П., Еремеева В.Н., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
- Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М.: Академия, 2004. 220 с.
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, 2004. 187 с.
- Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. 244 с.
- Eisenberg N., Spinrad T.L. Emotion-Related Regulation: Sharpening the Definition // Child Development. 2004. Vol. 75. № 2. P. 334–339.