ВЛИЯНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ СМИ ЛАТВИИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению влияния средств массовой информации (СМИ) на формирование общественного мнения по вопросам внешней политики. В статье даются определения понятиям «другие», «политические элиты», «общественное мнение», «зондаж общественного мнения», «коммуникативный механизм» и делается попытка описать роль влияния СМИ на результаты общественного мнения. Проводится обзор русской и переводной зарубежной литературы, посвященной изучению данной проблемы. Очерчивается область научных отраслей, в рамках которых ведутся исследования общественного мнения. В статье выделяются коммуникативные механизмы взаимодействия между политическими элитами и обществом. Рассматриваются функциональные особенности коммуникативного механизма русскоязычных СМИ в Латвии, основной целью которого является формирование мнения жителей Латвии по вопросам внешней политики в отношении России. Влияние русскоязычных СМИ в Латвии рассматривается как особый механизм формирования общественного мнения, созданный политическими элитами и функционирующий посредством СМИ. Приводятся названия основных печатных русскоязычных СМИ, а также имена владельцев издательских домов, тиражирующих русскоязычные печатные СМИ.

Отмечается, что принципиально важным фактором для формирования мнения о международной политике для русскоязычного населения Латвии является то, как международные события освещает русскоязычная пресса Латвии. Говорится о положении русскоязычных СМИ в Латвии до кризиса и после, отмечается докризисная возможность населения получать информацию по вопросам внешней политики из разных источников. Также освещается положение русскоязычных СМИ после кризиса 2008 г., что сказалось на уменьшении разнообразия публикуемых оценок международных событий. Рассматриваются особенности русскоязычных СМИ в Латвии, а именно их принадлежность издательским домам под руководством российских бизнес-элит. Выделяется ряд особенностей положения дел издательских домов, которые долгие годы выпускали русскоязычные газеты и журналы. Основное внимание в статье уделяется тому, как при помощи СМИ формируется общественное мнение у русскоязычного населения Латвии, основного потребителя информации на русском языке о положении дел в России и об отношениях Латвия – Россия.

Об авторах

Екатерина Владимировна Долженкова

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Автор, ответственный за переписку.
Email: skinx@inbox.lv

аспирант кафедры «Европейские исследования»

Россия

Список литературы

  1. Цаллер Дж. Происхождение и природа общественного мнения. М.: Общественное мнение, 2004. 559 с.
  2. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный университет Бизнеса и Управления, 1997. 304 с.
  3. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. 339 с.
  4. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 311 с.
  5. Гришин Н.В. Основы проведения избирательных кампаний. М.: РИП-холдинг, 2003. 184 с.
  6. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М.: Росспэн, 1997. 197 с.
  7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1972. 266 с.
  8. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  9. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. 287 с.
  10. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. 560 с.
  11. Боков М.Б. Коммуникативная функция СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 5. С. 31–52.
  12. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: РГГУ, 1995. 152 с.
  13. Лосенков В.А. Социальная информация в жизни городского населения. Л.: Наука, 1983. 102 с.
  14. Сороченко В.А. Энциклопедия методов пропаганды. URL: psyfactor.org/propaganda.htm.
  15. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М.: Деловая Книга, 2001. 496 с.
  16. Торкунов А.В. Современные международные отношения. М.: РОССПЭН, 1999. 584 с.
  17. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007. 335 с.
  18. Бернштам Б.Е. Особенности «бегства капитала» из России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 3. С. 113–119.
  19. Шилов В.Н. Партия «Единая Россия» и идеология консерватизма // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. Т. 1. № 13. С. 210–218.
  20. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М.: Прогресс, 1981. 281 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах