РАЗРАБОТКА АГЕНТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ НЕЧЕТКОЙ НЕЙРОННОЙ СЕТИ ТАКАГИ-СУГЕНО-КАНГА
- Авторы: Семенова Н.Г.1, Крылов И.Б.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный университет, Оренбург
- Выпуск: № 2-1 (2015)
- Страницы: 11-19
- Раздел: Естественные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/433
- ID: 433
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одними из основных требований к распределенным обучающим системам являются: минимальное взаимодействие между их компонентами, расположенными на различных компьютерах; обеспечение вариативности технологий компьютерного обучения. В связи с этим обосновано, что разработка интеллектуальных обучающих систем должна основываться на синкретичном решении задач из областей вычислительной техники и дидактической.
В представленной работе доказана целесообразность применения агентно-ориентированного подхода при разработке интеллектуальных обучающих систем нового поколения, позволяющего реализовать определенные алгоритмы взаимодействия отдельных компонентов интеллектуальных обучающих систем при неопределенном алгоритме работы системы в целом.
На основе проведенного анализа математических методов, используемых при разработке обучающих систем, был выбран метод, основанный на интеграции нескольких математических методов, а именно нечеткая нейронная сеть Такаги-Сугено-Канга, обучение в которой проводится с помощью генетического алгоритма.
Представлена методология разработки алгоритмов функционирования интеллектуальных агентов, включающая следующие операционные действия: определение входных и выходных переменных; выбор модели вывода и формирование базы правил; выбор функции фаззификации и определение параметров обучающей выборки; определение принадлежности элементов обучающей выборки к нечетким правилам; настройка параметров слоя фаззификации; настройка параметров слоя заключения. Разработан алгоритм функционирования подсистемы интеллектуального поведения агента корректировки индивидуальной образовательной траектории. Разработанный алгоритм реализует изменение степени свободы выбора индивидуальной образовательной траектории обучаемого в зависимости от результатов текущего контроля, уровня сложности решенных задач и количества предоставленных подсказок при решении задач. Представлены фрагменты настройки и тестирования разработанного алгоритма.
На основании разработанного алгоритма функционирования подсистемы интеллектуального поведения агента создана интеллектуальная обучающая система по дисциплине «Основы теории управления», которая успешно прошла апробацию у студентов в Оренбургском государственном университете.
Об авторах
Наталья Геннадьевна Семенова
Оренбургский государственный университет, Оренбург
Автор, ответственный за переписку.
Email: tomsk@house.osu.ru
доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теоретическая и общая электротехника»
РоссияИван Борисович Крылов
Оренбургский государственный университет, Оренбург
Email: krilovib@mail.ru
начальник отдела информационных технологий научной библиотеки, соискатель
РоссияСписок литературы
- Brusilovsky P., Rollinger C., Peylo C. Adaptive and Intelligent Technologies for Web-based Education // Special Issue on Intelligent Systems and Teleteaching. 1999. № 4. P. 19–25.
- Семенова Н.Г., Семенов А.М., Крылов И.Б. База знаний интеллектуальной обучающей системы технической дисциплины // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 9. С. 232–239.
- Суханова М.В. Интеллектуальная система поддержки обучаемых с учетом психологических особенностей личности : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Уфа, 2005. 15 с.
- Жуковская Н.К. Исследование и разработка моделей рассуждений в интеллектуальных обучающих системах : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Таганрог, 2004. 26 с.
- Щедрина А.А. Интеллектуальные агенты как средство автоматизации роли преподавателя // Образовательные технологии и общество. 2002. Т. 5, № 4. С. 187–197.
- Удальцов С.В. Технология разработки адаптивных систем дистанционного обучения на основе интеллектуальных программных агентов : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Санкт-Петербург, 1999. 16 с.
- Бугайченко Д.Ю., Соловьев И.П. Абстрактная архитектура интеллектуального агента и методы ее реализации // Системное программирование. 2005. Т. 1, № 1. С. 36–67.
- Маслобоев А.В. Гибридная архитектура интеллектуального агента с имитационным аппаратом // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2009. Т. 12, № 1. С. 113–124.
- Лазырин М.Б. Исследование и разработка методов планирования поведения интеллектуальных агентов : автореф. дис. ... канд. техн. наук. Тверь, 2006. 16 с.
- Семёнова Н.Г., Крылов И.Б. Архитектура интеллектуального агента корректировки индивидуальной образовательной траектории в агентно-ориентированной интеллектуальной обучающей системе // Энергетика: состояние, проблемы, перспективы: труды VII Всероссийской научно-технической конференции. Оренбург, 2014. С. 432–436.
- Semenova N.G., Krylov I.B. The Application of Multi-Agent Approach by the Developing of Intelligent Tutoring System // Innovative information technologies: Materials of the International scientific-practical conference. Prague, 2014. P. 30–34.
- Семенова Н.Г., Крылов И.Б. Математические методы, применяемые при разработке интеллектуальных обучающих систем // Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2013. № 17. С. 79–81.
- Вешнева И.В. Математические модели в системе управления качеством высшего образования с использованием методов нечеткой логики. Саратов: Саратовский источник, 2010. 187 с.
- Сарвилина И.Ю. Нечеткологический подход к разработке интеллектуальной системы компьютерного обучения // Программные продукты и системы. 2007. № 3. С. 37.
- Зар Ни Хлайнг. Методики и алгоритмы интеллектуальной системы поддержки управления процессом обучения основам микроэлектроники : автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 2011. 29 с.
- Кравченко Ю.А. Интеграция свойств когнитивных стилей и интеллектуальных агентов как основа создания адаптивных информационных обучающих систем // Открытое образование. 2010. № 4. С. 20–28.
- Жуйков В.В. Система оценки качества знаний студентов на основе нейронных сетей : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 23 с.
- Дараган А.Д. О разработке и использовании интеллектуальных систем образовательного назначения // Инновационные информационные технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Прага, 2012. С. 55–60.
- Пятковский О.И., Гунер М.В. Разработка гибридной интеллектуальной системы с нечетко-нейросетевыми компонентами для решения задачи оценки компетентности студентов // Ползуновский альманах. 2012. № 2. С. 120–123.
- Семенов А.М., Крылов И.Б. ИОС по дисциплине «Основы теории управления». Зарегистрировано в УФАП № 521. Оренбург: ОГУ, 2009.