РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ
- Авторы: Рябинова Е.Н.1, Жукова Е.И.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет, Самара
- Самарский государственный университет путей сообщения, Самара
- Выпуск: № 3-2 (2015)
- Страницы: 317-322
- Раздел: Педагогические науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/383
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-317-322
- ID: 383
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрен вопрос об актуальности формирования у будущих специалистов профессиональной надежности личности на занятиях физической культурой. Обеспечение профессиональной надежности личности – одна из основных задач психологии труда, которая приобретает наибольшее значение в профессиях, связанных с повышенными требованиями к человеку, высокой ценой ошибки, ответственностью, экстремальностью условий, риском для здоровья и жизни. Дано определение профессиональной надежности личности как интегративного свойства индивидуума, обладающего определенными характеристиками. Одно из современных направлений по обеспечению профессиональной надежности личности связано с разработкой оздоровительных программ, в основу которых положена организация образа жизни и рабочего места.
В результате теоретического анализа нормативных документов и прикладных исследований профессиональной деятельности выпускников вузов нами была разработана и внедрена в учебный процесс рабочая тетрадь самоконтроля студента как средство формирования профессиональной надежности личности. Она включает комплекс контрольных испытаний, тестов, наблюдение за состоянием здоровья, позволяя анализировать изменения организма как физических, так и психологических показателей обучающихся, направлена на изучение и оценку показателей профессионально важных личностных качеств студентов. Разработанная рабочая тетрадь самоконтроля студента также содержит информацию и рекомендации по соблюдению принципов здорового образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья. Фиксируя данные состояния здоровья, физической подготовки и развития, студент может проанализировать изменения физических и психологических показателей организма. На основе этих показателей и рекомендаций можно объективно оценивать уровень своего здоровья, заблаговременно принимать меры по восстановлению организма после трудовой деятельности средствами и методами физической культуры.
Регулярный анализ рабочей тетради самоконтроля вырабатывает привычку у студентов к старшим курсам более внимательно относиться к своему здоровью, повышая свое функциональное состояние и работоспособность организма, что способствует созданию благоприятного функционального фона жизнедеятельности будущего специалиста, формируя необходимые качества профессиональной надежности личности в избранной профессии.
Об авторах
Елена Николаевна Рябинова
Самарский государственный технический университет, Самара
Автор, ответственный за переписку.
Email: eryabinova@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика»
РоссияЕлена Игоревна Жукова
Самарский государственный университет путей сообщения,Самара
Email: zhukova_ei@mail.ru
доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт»
РоссияСписок литературы
- Дружинина В.Н. Психология. СПб.: Питер, 2003. 656 с.
- Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов. М.: Изд-во РУДН, 1999. 165 с.
- Бабинцев Н.А., Максин Б.В., Бабинцева А.И. Физическое воспитание студентов вузов железнодорожного транспорта. М.: Маршрут, 2005. 116 с.
- Барчуков И.С. Физическая культура. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 255 с.
- Грачев О.К., Харламова Е.В. Физическая культура. М.: МарТ, 2005. 464 с.
- Васельцова И.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов транспортного вуза. Самара: СамГУПС, 2007. 137 с.
- Козупица Г.С, Васельцова И.А., Биленькая О.Н. Физическое воспитание в системе высшего профессионального образования: проблемы, перспективы. Самара: СамГУПС, 2011. 158 с.
- Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. М.: Гардарики, 2010. 368 с.
- Крук В.М. Психология надежности специалиста: история и современность // Вестник Московского государственного областного университета. 2011. № 1. С. 150–158.
- Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998. 288 с.
- Крылов А.А. Психология. М.: Проспект, 2005. 495 с.
- Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2001. 448 с.
- Земсков А.С. Развитие выносливости: проблемы, эволюция, методы. Самара: СГПУ, 2001. 120 с.
- Черевко Л.В., Подкрытова Н.С., Качетыгин В.М. Самоконтроль спортсмена. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2003. 23 с.
- Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. М.: Медицинское информационное агентство, 2006. 598 с.
- Жукова Е.И. Аэробика. Организация занятий в вузе. Самара: СамГУПС, 2014. 157 с.
- Быков В.С. Физическое воспитание студентов. 4-е изд. Челябинск: ЮУрГУ, 2006. 108 с.
- Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. 5-е изд. М.: Академия, 2009. 272 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 480 с.
- Рябинова Е.Н., Земсков А.С., Жукова Е.И. Педагогический контроль и оценка уровня профессионально важных качеств личности у студентов в процессе физического воспитания // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 3. С. 174–181.