ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проводится теоретический анализ проблемы качества образования в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, рассматриваются методологические подходы к исследованию сущности и содержания данного феномена. Сфера дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагога, представляя один из важнейших уровней образования, является тем институциональным инструментом, который позволяет реализовать потребности личности педагогического работника в формировании компетенций для выполнения профессиональных функций в условиях современного социума с ориентацией на перспективу развития сферы образования. Направление исследований, связанное с оценкой качества образования, разработкой и реализацией механизмов обеспечения комплексного мониторинга эффективности и успешности профессионально-педагогической деятельности в целях оперативной корректировки образовательной траектории в системе дополнительного профессионального образования, в условиях современных социокультурных реалий приобретает приоритетное значение и согласуется с ведущими тенденциями развития общественных отношений. Аналитический обзор, представленный дефиниционными трактовками исследователей проблемы оценки качества образования, позволяет говорить о ее многогранности и системности, необходимости учета особенностей образовательного пространства и деятельности ее субъектов с учетом воздействия факторов внешней среды и внутреннего потенциала образовательной организации. Делается акцент на рассмотрении понятия «качество образования» с учетом процессуальных и результативных характеристик образовательной деятельности и необходимости организации работы по управлению качеством образования в его структурных элементах, представленных условиями организации образовательной деятельности, реализацией дополнительных профессиональных программ и результатами их освоения. Контроль качества образования как компонент управления качеством обеспечивает оценку структурных элементов качества образования и осуществляется системно на всех иерархических уровнях управления образовательной организации. В функциональном аспекте контроль качества дополнительного профессионального образования позволяет в полном объеме охватить все аспекты образовательного процесса, определить эффективность реализации принятой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, направить организационно-педагогический вектор системы дополнительного профессионального образования на обеспечение соответствия деятельности всех ее субъектов предъявляемым требованиям.

Об авторах

Владимир Петрович Жуковский

Саратовский областной институт развития образования, Саратов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vl0971@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор

Россия

Нина Александровна Жуковская

Саратовский областной институт развития образования, Саратов

Email: zhna73@mail.ru

кандидат педагогических наук

Россия

Список литературы

  1. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. М.: Академия, 2008. 208 с.
  2. Бордовский Г.П., Нестеров А.А., Трапицин С.Ю. Управление каче-ством образовательного процесса. СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
  3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования. Волгоград: Перемена, 2002. 136 с.
  4. Селезнева Н.А. Инновационные работы в отечественной высшей шко-ле по проблемам качества высшего образования и Болонский процесс // Управ-ление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. Т. 1. СПб.: Смольный институт РАО, 2005. С. 43–68.
  5. Степанов С.А. Менеджмент качества в образовании // Качество. Инно-вации. Образование. 2002. № 1. С. 45–53.
  6. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии монито-ринговой оценки // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 4. С. 36–47.
  7. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: Скрипторий 2003, 2005. 568 с.
  8. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специали-стов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 504–510.
  9. РФ. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ от 29.12.2012 г.
  10. Поляков Е.И. О системе и анализе урока // Советская педагогика. 1974. № 7. С. 38–46.
  11. Абдрахманова Г.С. Качество образования // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003. С. 253–254.
  12. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университе-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 24–31.
  13. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Просвещение, 1997. 267 с.
  14. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследо-вания. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специали-стов, 2002. 95 с.
  15. Субетто А.И. Квалитология образования (основания и синтез). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
  16. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы ро-ста // Высшее образование сегодня. 2005. № 4. С. 16–21.
  17. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М.: Институт психотерапии, 2001. 640 с.
  18. Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2002. 200 с.
  19. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения каче-ства обучения (на материале предметов гуманитарного цикла) : дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2004. 217 с.
  20. Фролова С.В. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом ме-неджменте (на материале работы ссузов) : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2000. 258 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах