ЛИНЕЙНАЯ И РАЗВЕТВЛЕННАЯ СХЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель работы – повышение эффективности решения технических задач путем применения оптимальной схемы решения. В статье рассмотрены различные схемы выявления технических и физических противоречий в технических системах при решении технической задачи – линейная и разветвленная, последовательная и циклическая.

Показано, что при использовании последовательной линейной схемы обеспечивается получение технического решения с наименьшими затратами, однако уменьшается вероятность получения оптимального решения. При использовании последовательной разветвленной или циклической линейной схемы затрачивается больше времени на получение технического решения, но при этом возрастает вероятность получения оптимального решения. Максимальная вероятность получения оптимального решения достигается при применении циклической разветвленной схемы, хотя затраты времени в этом случае также будут максимальными.

В статье приведен пример получения решений задачи о снижении температуры при обработке детали шлифованием с помощью методов технического творчества при применении различных схем поиска решений. Схема в примере реализует получение удвоения числа решений на этапах 2 (решение задачи напрямую, без применения методов технического творчества), 3 (определение полезного свойства системы, которое следует сохранить), 6 (выявление физического противоречия) и 7 (получение технического решения). В результате получаем два прямых решения, определяем четыре полезных свойства, соответственно, формулируем четыре технических противоречия и четыре идеальных решения, формулируем 8 физических противоречий, устраняя которые получаем 16 технических решений, после чего, анализируя преимущества и недостатки каждого из решений, выбираем оптимальное решение.

Изучение методов решения технических задач с помощью технического творчества в рамках учебного процесса показало, что в процессе обучения целесообразно рассмотреть как линейную, так и разветвленную схемы получения решений, чтобы студенты могли сравнить их преимущества и недостатки. Опыт показывает, что наиболее интересные технические решения студенты получают при применении разветвленной схемы.

Об авторах

Александр Владимирович Гордеев

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: shura_37@mail.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Оборудование и технологии машиностроительного производства»

Россия

Список литературы

  1. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. М.: КНОРУС, 2010. 224 с.
  2. Вдовин В.М., Суркова В.А., Валентинов В.А. Теория систем и системный анализ. М.: Дашков и К, 2013. 644 с.
  3. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. М.: Юрайт, 2013. 616 с.
  4. Качала В.В. Теория систем и системный анализ. М.: ИЦ Академия, 2013. 272 с.
  5. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Системный анализ и синтез страте-гических решений в инноватике. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 248 с.
  6. Антонов А.В. Системный анализ. М.: Высшая школа, 2008. 454 с.
  7. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Моск. рабочий, 1973. 296 с.
  8. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства учащихся. Екатерин-бург: УрГПУ, 1995. 168 с.
  9. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, эконо-мика. М. : Изд-во стандартов, 1991. 392 с.
  10. Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления. М.: АСТ, 2004. 392 с.
  11. Казаков Ю.В. Методы решения изобретательских задач. Тольятти: ТГУ, 2010. 161 с.
  12. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1998. 368 с.
  13. Методы поиска новых технических решений / под ред. А.И. Половинкина. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. 192 с.
  14. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М. : Советское радио, 1979. 176 с.
  15. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия, 1980. 224 с.
  16. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986. 209 с.
  17. Гордеев А.В. Основы технического творчества. Тольятти: ТГУ, 2008. 216 с.
  18. Гордеев А.В. Усиление творческой составляющей – основной путь повыше-ния уровня подготовки инженеров // Вектор науки Тольяттинского государ-ственного университета. 2009. № 6. С. 71–80.
  19. Гордеев А.В. Выявление противоречий в технических задачах при курсовом и дипломном проектировании // Вектор науки Тольяттинского государ-ственного университета. 2011. № 2. С. 383–388.
  20. Гордеев А.В. Структурирование методов технического творчества в учебном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 333–336.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах