ВИБРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ МАСЛОУДЕРЖИВАЮЩИХ ЛУНОК НА ШЕЙКАХ ВАЛОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Одной из важнейших проблем современного машиностроения является разработка мероприятий и создание оборудования для повышения долговечности машин в условиях скоростных и жестко нагрузочных режимов эксплуатации. На сегодняшнее время задача обеспечения объемной прочности деталей при нормальных условиях работы считается практически решенной, поэтому на первое место выходит состояние поверхностного слоя, его износостойкость и условия смазки. Задача повышения маслоудерживающей способности трущихся поверхностей актуальна для машин различного назначения.

В статье приведены результаты анализа существующего оборудования для нанесения маслоудерживающих профилей и выявлены его недостатки. Предложена новая конструкция вибрационного оборудования, которое относится к технологии нанесения маслоудерживающих лунок на поверхностях скольжения с целью уменьшения сил трения и уменьшения износа внутренней поверхности втулки подшипника скольжения и может быть использовано в различных отраслях машиностроительного комплекса. Разработано экспериментальное оборудование, измерительная аппаратура и методика проведения исследований. Изготовлены образцы пар трения для проведения сравнительных исследований. Проведены исследования работоспособности узлов трения без лунок и с лунками на шейках валов методом оценки величины пятна изнашивания внутренней поверхности втулки. Предложенная конструкция вибрационного оборудования для нанесения маслоудерживающих лунок на шейках валов за счет использования возвратного клапана дает возможность повысить скорость струи и, соответственно, силу удара металлических шариков. Увеличение частоты колебаний позволит повысить производительность операции нанесения маслоудерживающего профиля. Проведенные исследования показали работоспособность предложенного оборудования и снижение износа пары трения.

Об авторах

Алексей Анатолиевич Гордеев

Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий

Email: fake@neicon.ru

инженер научно-исследовательского сектора

Украина

Анатолий Константинович Кармалита

Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий

Email: fake@neicon.ru

кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры «Машины и аппараты»

Украина

Анатолий Иванович Гордеев

Хмельницкий национальный университет, Хмельницкий

Автор, ответственный за переписку.
Email: aigordeev54@mail.ru

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Технология машиностроения»

Украина

Список литературы

  1. Диха О.В., Баннов Г.М., Диха М.О. Аналіз умов роботи та покращення працездатності роторного вузла турбокомпресора ТКР-11Н // Проблеми трибології. 2007. № 2. С. 114–121.
  2. Елизаветин М.А. Повышение надежности машин. М.: Машиностроение, 1968. 271 с.
  3. Суслов А.Г., Браун З.Д., Виткевич Н.А. Качество машин. В 2 т. Т. 1. М.: Машиностроение, 1995. 256 с.
  4. Шнейдер Ю.Г. Эксплуатационные свойства деталей с регулярным микрорельефом. Л.: Машиностроение, 1982. 248 с.
  5. Шнейдер Ю.Г., Кравцов А.А. Влияние микрорельефа поверхностей на силы трения // Вестник машиностроения. 1968. № 9. С. 48–54.
  6. Харламов Ю.А. Инженерия поверхности и развитие современного машиностроения // Тяжелое машиностроение. 2001. № 2. С. 2–7.
  7. Антонюк В.С., Вовк В.Д., Возненко В.В. Спосіб виготовлення поверхонь тертя : патент України № 77321, опубл. 15.11.2006.
  8. Антонюк В.С., Вовк В.Д., Возненко В.В. Пристрій для обробки поверхонь тертя деталей : патент України № 79026, заявл. 10.06.2005, опубл. 10.05.2007.
  9. Диха О.В., Чумаков О.П., Диха М.О. Спосіб формування зносостійкої циліндричної металевої поверхні : патент України № 63800, заявл. 28.02.2011, опубл. 25.10.2011.
  10. Сорокатый Р.В., Писаренко В.Г., Дыха М.А. Анализ особенностей формообразования поверхности износа подшипников скольжения при перекосе осей вала и втулки // Трение и износ. 2013. Том 34. № 4. С. 362–370.
  11. Бабак О.П., Кузьменко А.Г., Пасечник А.А. Повышение износостойкости трибосопряжений путем формирования маслоудерживающего профиля // Вісник Технологічного університету Поділля. 2002. № 4. Ч. 1. С. 7–12.
  12. Рыжов Э.В. Технологические методы повышения износостойкости деталей машин. Киев: Наук. думка, 1984. 271 с.
  13. Возненко В.В. Підвищення експлуатаційних характеристик робочих поверхонь пари тертя // Вісник НТУУ «КПІ». Приладобудування. 2003. Вип. 26. С. 73–81.
  14. Возненко В.В. Обґрунтування параметрів дискретно-орієнтованих поверхонь деталей пар тертя // Високі технології в машинобудуванні. 2005. № 2. С. 74–83.
  15. Афтаназів І.С., Гаврик А.П., Киричок П.О., Мельничук П.П., Третько В.В. Підвищення надійності деталей машин поверхневим пластичним деформуванням. Житомир: ЖІТІ, 2001. 516 с.
  16. Одинцов Л.Г. Финишная обработка деталей алмазным выглаживанием и вибровыглаживанием. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.
  17. Дыха А.В., Бабак О.П. Повышение несущей способности подшипника скольжения с маслоудерживающими канавками // Проблеми трибології. 1997. № 1. С. 25–27.
  18. Сілін Р.І., Гордєєв А.І., Лаврентьєв О.Б. Пристрій для гідродробоструменевого зміцнення виробів : патент України на корисну модель № 38450, заяв. 18.11.2000, опубл. 15.04.2001.
  19. Скиба М.Є., Кармаліта А.К., Гордєєв О.А. Вібраційний пристрій для нанесення маслоутримуючих лунок на шийках валів : патент України на корисну модель № 81625, заяв. 13.12.2012, опубл. 10.07.2013.
  20. Гордєєв О.А., Кармаліта А.К. Технологія та вібраційне обладнання для нанесення маслоутримуючих лунок на поверхні ковзання // Materiali VIII miedzynarodowej naucowi-practicznej konferencji «NAUKA I INOWACJA – 2012». Vol. 21. Techniczne nauki. Przemysl: Nauka I studia, 2012. С. 9–11.
  21. Гордєєв О.А., Кармаліта А.К., Гордєєв А.І. Особливості проектування конструкцій деталей вібраційного обладнання для нанесення маслоутримуючих лунок на вузлах тертя // Вісник Хмельницького нацiонального унiверситету. Технічні науки. 2013. № 3. С. 47–52.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах