ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ КРИТЕРИЕВ АКУСТИЧЕСКОГО КОМФОРТА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обеспечение заданного уровня акустического комфорта в пассажирских помещениях автотранспортных средств (далее АТС) и низких уровней внешнего шума представляет собой важное направление при их проектировании и доводке. Одной из актуальных задач при этом является разработка объективных критериев, характеризующих достигаемый уровень акустического комфорта разрабатываемой конструкции АТС. Известные методы и объективные критерии оценки акустического комфорта характеризуются ограниченностью анализируемых нагрузочно-скоростных режимов эксплуатации, сложностью интерпретации и ранжирования получаемых результатов, недостаточной корреляцией с результатами субъективных экспертных оценок. В статье анализируются результаты экспериментальных исследований внутреннего шума 70 моделей АТС (легковых автомобилей) отечественных и зарубежных производителей, выполненных в дорожных и стендовых условиях испытаний. Дорожные акустические испытания проводились на дорогах общего пользования при движении с интенсивным разгоном, стабилизированными скоростями, накатом с выключенным двигателем. Стендовые акустические испытания проводились на неподвижных образцах АТС в условиях полномасштабной аэродинамической трубы и большой полубезэховой акустической камеры. При анализе полученных результатов исследований оценивается статистическое распределение исследуемых параметров, характер их изменения в зависимости от нагрузочно-скоростных режимов эксплуатации, хронологические тенденции. Исследованные образцы АТС ранжируются по четырем категориям акустического комфорта на каждом из исследуемых режимов испытаний. Разработана модель формирования комплексного индекса акустического комфорта АТС, составленная из параметров уровней шума, уровней звуковых давлений на частотах моторных гармоник, индексов артикуляции. Вклады каждого из акустических параметров, замеренных на различных режимах испытаний, определяются эмпирическими коэффициентами весомости. Объективные критерии ранжирования акустических параметров могут быть использованы в технических требованиях на проектирование новых и модернизацию производимых моделей АТС. Комплексный индекс акустического комфорта предлагается применять при определении уровня конкурентоспособности и совершенства конструкций АТС внутри целевой группы аналогов.

Об авторах

Александр Валентинович Краснов

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: kaw@ya.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью»

Россия

Список литературы

  1. Dings J. Can you hear us?. Belgium: T&E – European Federation for Transport and Environment, 2008. 12 p.
  2. Галевко Ю.В., Щепкин А.И., Фесина М.И. Вопросы шума АТС в КВТ ЕЭК ООН (к 50-летию Женевского соглашения 1958 года) // Журнал автомобильных инженеров. 2008. № 4. С. 36–43.
  3. Environmentally Friendly Vehicles and the World Forum for Harmonization of Vehicle Regulations (WP.29). 2003–2012: Ten Years of Progress and Future Trends. Geneva: UNECE, 2013. 39 p.
  4. Fastl H., Zwicker E. Psychoacoustics. Facts and Models. Berlin: Springer-Verlag, 2007. 471 p.
  5. Geib W. Schallflub im Automobil // ATZ. 1991. № 9. S. 562–576.
  6. Rossi F., Nicolini A., Filipponi M. An Index for Motor Vehicle Passengers Acoustical Comfort // The 32nd International Congress and Exposition on Noise Control Engineering. Korea, 2003. P. 1–8.
  7. Prasad M.S., Watkins S., Wang X., Hill S., Weymouth D. Rating criteria for vehicle in-cabin noise with emphasis on HVAC system operation // Int. J. Vehicle Noise and Vibration. 2009. Vol. 5. № 1-2. P. 175–191.
  8. Genuit K. Sound-Engineering im Automobilbereich. Methoden zur Messung und Auswertung von Geräuschen und Schwingungen. Berlin: Springer-Verlag, 2010. 610 s.
  9. Sliggers J. A noise label for motor vehicles: towards quieter traffic // Informal document GRB-61-01. 61st GRB. Rome, 2015. P. 1–18.
  10. Pflüger M., Brandl F., Bernhard U., Feitzelmayer K. Fahrzeugakustik. Wien: Springer-Verlag, 2010. 222 s.
  11. Lyon R.H. Product Sound Quality - from Perception to Design // Sound and Vibration Magazine. 2003. № 3 (March). P. 18–22.
  12. Bowen D.L. Correlating Sound Quality Metrics and Jury Ratings // Sound and Vibration Magazine. 2008. № 9 (September). P. 12–14.
  13. Kim T.G., Lee S.K., Lee H.H. Characterization and quantification of luxury sound quality in premium-class passenger cars // Journal of Automobile Engineering. 2009. Vol. 223. № 3. P. 343–353. doi: 10.1243/09544070JAUTO989.
  14. Nakasaki R., Hasegawa H., Kasuga M. Subjective evaluation of sound images of air-conditioning system in a vehicle // Acoust. Sci. & Tech. 2011. Vol. 32. № 4. P. 137–142.
  15. Bodden M. Instrumentation for Sound Quality Evaluation // ACUSTICA. Acta acustica. 1997. Vol. 83. P. 775–783.
  16. Robinson D., Hawksford M. Psychoacoustic models and non-linear human hearing // AES 109th Convention. Los Angeles, 2000. P. 11–14.
  17. Consolidated Resolution on the Construction of Vehicles (R.E.3) // World Forum for Harmonization of Vehicle Regulations. 161th session. Geneva, 2014. P. 1–102.
  18. ГОСТ Р 51616. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний. М.: Изд-во стандартов, 2000. 19 с.
  19. РФ. Правительство. Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств : утв. постановлением № 720 от 10.09.2009.
  20. ГОСТ Р 41.85-99. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий M и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги. М.: Изд-во стандартов, 2001. 32 с.
  21. Фесина М.И., Краснов А.В., Горина Л.Н. Автомобильные акустические материалы. Проектирование и исследование низкошумных конструкций автотранспортных средств. В 2 ч. Ч. 1. Тольятти: ТГУ, 2010. 304 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах