КОНТЕНТ-АНАЛИЗ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В ОЦЕНКЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЪЕКТОВ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ
- Авторы: Шевцов А.М.1
-
Учреждения:
- Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань
- Выпуск: № 1 (2017)
- Страницы: 86-91
- Раздел: Гуманитарные науки
- URL: https://vektornaukitech.ru/jour/article/view/275
- DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2017-1-86-91
- ID: 275
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время существует значительное количество методов оценки социально-психологического климата многочисленных социальных групп. При этом большая часть из них работает только при непосредственном контакте с изучаемой популяцией. Вследствие этого в науке возникает необходимость применения дистанционных методов оценки социально-психологического климата, одним из которых является контент-анализ. В большинстве случаев контент-анализ применяется для оценки текстовых источников, что совершенно недостаточно для полноценной диагностики социально-психологического климата бесконтактным способом.
В статье рассмотрены примеры применения метода контент-анализа к продуктам массовой культуры, предназначенным для воздействия на преимущественно детскую и подростковую аудиторию. Указывается на эффективность контент-анализа при диагностике социальных проблем как в статике, так и в динамике. Оценке подвергнуты мультипликационные фильмы «Король Лев» (1994), «Мадагаскар-2» (2002), «Ральф» (2012), «Зверополис» (2016). В качестве единиц анализа рассмотрены такие характерные для больших групп людей явления, как власть, соотношение средств и целей, дискриминация, социальный оптимизм. В качестве единиц счета взяты факты проявления указанных единиц анализа по ходу развертывания сюжетной линии произведения. Произведен краткий количественный анализ рассматриваемых произведений. Дана фактическая и содержательная оценка выявляемых в произведениях вышеуказанных признаков.
В целом рассмотренные произведения, если считать их адекватным отражением социальной реальности сообщества-производителя, показывают частичное разрушение социальной общности, что подтверждается сообщениями СМИ. Выявлено, что контент-анализ объектов массовой культуры является эффективным инструментом оценки настроений и социально-психологического климата в обществе.
Ключевые слова
Об авторах
Алексей Маркович Шевцов
Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань
Автор, ответственный за переписку.
Email: aldarkwing@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии
РоссияСписок литературы
- Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова. М.: НОРМА, 1998. 672 с.
- Терещенко О.В. Анализ документов // Социология: энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2003. С. 31–35.
- Пашинян И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. № 3. С. 13–18.
- Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь Мир, 1997. 544 с.
- Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, 2001. 651 c.
- Харченко К.В. Материальная сторона жизни в зеркале субъективных смыслов: опыт контент-анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2009. № 1. С. 129–147.
- Мансуров В.А., Семёнова Л.А. «Московский комсомолец»: контент-анализ публикаций о терактах 2004 года и терроризме // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 36–41.
- Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М.: Институт социологии РАН, 2010. 324 с.
- Шалак В.И. Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М.: Омега-Л, 2004. 272 с.
- Блинова О.Н. Экономическая концепция КПРФ (опыт контент-анализа газеты «Правда») // Новый исторический вестник. 2002. № 8. С. 128–139.
- Андреева А.Е., Овчинникова А.Б. Product placement для люксовых брендов: контент-анализ эффективности размещений в мировом кинематографе (1995–2005 гг.) // Бренд-менеджмент. 2007. № 4. С. 210–227.
- Ковалёв В.В. Проблемы выявления механизма формирования искусственных стереотипов (на примере контент-анализа фильма «Брат-2») // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 4. С. 169–172.
- Вепринцев В.Б., Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Операции информационно-психологической войны: краткий энциклопедический словарь-справочник. 2-е изд. М.: Горячая линия-Телеком, 2011. 495 с.
- Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. 304 с.
- Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 288 с.
- Emergency plan for psychological offensive (USSR). Langley, 2008. URL: cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP80R01731R003500180030-6.pdf.
- Psychological Operations Field Manual No. 3-05.30. Washington: Department of the Army, 2005. 179 p.
- Heuer R. Psychology of Intelligence Analysis. Langley: Center for the study of intelligence, 1999. 214 p.
- Vance R.L. Backfire: How the Ku Klux Klan Helped the Civil Rights Movement // American History. 2003. Vol. 38. № 3. P. 84.
- Ananat E.O. The Wrong Side(s) of the Tracks: The Causal Effects of Racial Segregation on Urban Poverty and Inequality. Durham: Duke University, 2008. 47 p.
- Adams J.T. The Epic of America. New Brunswick-London: Transaction Publishers, 2012. 433 p.