ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность выбранного для исследования вопроса напрямую связана с необходимостью решения экологических проблем современной цивилизации. Эффективность этой деятельности во многом зависит от формирования экологической культуры. Особое внимание уделяется молодежи. Ценностные ориентации, поведенческие установки этой социальной общности во многом определяют возможности преодоления экологического кризиса. В статье выделены теоретические подходы к изучению экологической культуры, проанализированы три разновидности антропоцентрического подхода к изучению экологической культуры. В процессе анализа установлено, что трактовка экологической культуры как охраны природы является недостаточной. В статье подчеркивается необходимость формирования ответственного отношения к природе отдельных людей и общества в целом. В рамках этого подхода содержание экологической культуры дополняется этическими ценностями.

В статье обоснованы методологические принципы для проведения социологического исследования по изучению экологической культуры молодежи. Объектом изучения являются студенты-экологи и студенты технических и гуманитарных специальностей. Выявлена специфика представлений студентов об экологической культуре в зависимости от специализаций обучения. В результате анализа обнаружены различия в отношении студентов к решению экологических проблем, предназначении экологических знаний, а также сущности экологической культуры. Установлено, что базисом экологической культуры студентов-экологов чаще выступают ценностные установки, ориентированные на социальный контроль и достижение устойчивого развития общества. Продемонстрировано, что студенты других специальностей видят в экологической культуре средство сохранения здоровья настоящих и будущих поколений. Сделан вывод о том, что в сознании молодежи происходит переход от антропоцентрической к экоцентрической модели экологической культуры. Это означает, что в сознании молодежи формируется представление о природе как сложной системе, к которой необходимо ответственное отношение.

Об авторах

Ирина Викторовна Цветкова

Тольяттинский государственный университет, Тольятти

Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksandr.kozlov@mail.ru

доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия»

Россия

Список литературы

  1. Conca K. An Unfinished Foundation: The United Nations and Global Environmental Governance. New York: Oxford University Press, 2015. 320 p.
  2. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы. М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 124 с.
  3. Риордан Б. Познавая наш путь в будущее // Мир–Экология–Сотрудничество / под ред. Э.С. Соколовой. М., 1993. С. 29–53.
  4. Опарин Р.В., Андросов М.А. Экологическое образование как структурный компонент подготовки будущего специалиста в вузе // Вестник молодых ученых. 2006. № 6. URL: e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/2006/01/15.shtml.
  5. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность // Социально-экологические технологии. 2012. № 1. С. 38–50.
  6. Бортникова С.А. Формирование экологической культуры подростков в индивидуально-ориентированных ситуациях // Мир образования – образование в мире. 2007. № 4. С. 288–296.
  7. Несговорова Н.П. Методология системного подхода в определении содержания и структуры экологического образования // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 159–162.
  8. Дорошко О.М. Современные подходы к определению понятия «Экологическая культура» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9. С. 51.
  9. Дорошко О.М. Экологическая культура: педагогический аспект. Гродно: ГрГУ, 2001. 243 с.
  10. Benton Jr. R., Benton C.S. Why teach environmental ethics? Because we already do // Worldviews: Environment, Culture, Religion. 2004. Vol. 8. № 2-3. P. 227–242.
  11. Попов А.В., Кайбушева П.М. Экологическое образование как средство формирования экологической культуры // Наука и современность. 2012. № 17. С. 124–128.
  12. Савирова Т.Ю. Основные направления экологического воспитания и просвещения населения Самарской области // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы конф. М., 2012. С. 217–222.
  13. Иванов А.А. Юридическая ответственность за экологические правонарушения: перспективы развития // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2015. Т. 24. № 2. С. 110–124.
  14. Wuellner M.R., Vincent L., Felts B. Environmental Mental Models of College Students // International journal of environmental & science education. 2017. Vol. 12. № 2. P. 105–115.
  15. Фортунатов А.А. Методологические предпосылки исследования проблемы развития экологической культуры молодежи. Магнитогорск: Магнитогорск. гос. ун-т, 2009. 87 с.
  16. Рытов Г.Л., Рытов А.Г. Экологическое воспитание и образование в различных социальных стратах // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 1-9. С. 2436–2438.
  17. Сергеев В.К. К вопросу о новых философских основаниях гуманизма // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 7. С. 28–32.
  18. Коваленко О.П. Педагогическая технология формирования эколого-социальной ответственности студентов педагогического университета : дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2002. 258 с.
  19. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. М.: МНЭПУ, 1993. 243 с.
  20. Мангер Т.Э., Ларина Е.А. Основные подходы к формированию экологической культуры студентов средних специальных учебных заведений в отечественной и зарубежной практике // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4. С. 233–240.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ,



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах